300 000 продаж iPad и 250 000 скачанных приложений в первый уикэнд – это много или мало? Apple считает, что начал триумфальное шествие по планете. Его конкуренты называют то же самое полным провалом, сразу же напоминая, что «яблочная таблетка» не поддерживает Flash, не имеет видеокамеры и т.д. и т.п., и тут же добавляя, а вот у нас…
Но в том-то вся и проблема, что iPad, пусть и в первой версии, уже можно потрогать руками, а все остальное только анонсируется. Nokia собирается выпустить свой сенсорный компьютер только в октябре 2010 года, а дата выхода аналогичного устройства от Microsoft еще неизвестна.
С точки зрения маркетинга Apple поступил совершенно правильно. Выпустив первым на рынок новый, пусть и несовершенный, продукт, компания снимает все сливки. Дотошные аналитики уже подсчитали, что яблочники закладывают даже в простейшую версию 100% прибыли. И к тому времени, когда конкуренты наконец-то представят собственные разработки, Apple, продав несколько миллионов простейших iPad, выпустит на рынок сравнимую по функционалу версию. Но, ограничившись 20–30% прибыли, «Яблоко» вполне может установить цену не дороже 300$, поставив и Nokia, и Microsoft в очень жесткие финансовые рамки.
Более того, конкуренты сразу будут вынуждены начинать с продвинутых версий, конкурирующих не с сегодняшним, а с завтрашним iPad. Но если Apple, имея полугодовой запас времени, выявит и уберет все программные глюки, отработает бизнес-модели по продаже e-books и рекламы, то конкурентам вряд ли удастся избежать ошибок. Таким образом, мы стали свидетелями розыгрыша яблочниками классической маркетинговой партии. Первым выбрасывай на рынок новый продукт по максимальной цене, а когда конкуренты наконец-то представят свои варианты, опусти цену до минимума, чтобы они были в убытке. Тактика, конечно, звериная, но весьма действенная.
ВЗЛЕЛЕЯННЫЙ АЖИОТАЖ
Продажи iPad стартовали с тем же ажиотажем, что и последней модели iPhone: очереди жаждущих фанатов и небывалый шум в прессе. И это отнюдь не случайно. Двадцать лет Apple целенаправленно формирует свою армию поклонников. Двадцать лет пользователям вбивается в головы, что PC пользуются только толстые, тупые … (нужное подставить). И это сработало.
Гаджеты яблочников стали элементом статусности. И даже если ты знаешь, что на складах уже лежит более продвинутая модель, ты идешь и покупаешь простейшую версию. Потому что если у тебя её нет, ты автоматически становишься человеком второго сорта. (По крайней мере, об этом мечтают маркетологи Apple).
Но было бы неправильно списывать весь успех iPad только на армию фанатов, не только покупавших, но и активно перекупавших планшетники на ebay по цене от $777 до $5500.
Во-первых, Apple создала нечто, интуитивно понятное даже двухлетнему ребенку.
Во-вторых, Apple озаботилась инфраструктурой для нового устройства. На нем запускаются все 150 000 приложений, созданных для iPhone, а к началу продаж в магазине App Store появилось еще около 2500 специально адаптированных программ. Кроме этого, договорившись с крупнейшими издательствами (Penguin, HarperCollins, Simon & Schuster, Macmillan, Hachette Boook Group), Apple запустила книжный магазин iBookstore, в котором представлены, в том числе, и интерактивные книги, специально созданные под iPad.
В-третьих, активно начали создавать iPad-версии журналы и информационные агентства Reuters, The Wall Street Journal, Newsweek, GQ, New Yorker, Glamour и т.д. Причем, сразу же подняв стоимость рекламы. WSJ предлагает сотрудничать за $400 000 на четыре месяца, а Wired установил цену в $200 000 за месячный контракт.
Все это в совокупности весьма положительно отразилось на капитализации Apple. С момента презентации iPad (27 января 2010 года) до появления первых данных о продажах (5 апреля 2010 года) стоимость компании выросла со $188 млрд до $216 млрд. (Для сравнения, капитализация Google – $182 млрд, IBM – $168 млрд, Cisco – $150 млрд, Hewlett-Packard – $126 млрд и Intel – $125 млрд). И далее эти цифры будут только расти. На момент написания этой статьи, согласно счетчику подключенных к сети iPad, их уже продано более 800 000 штук.
НАСТУПАЮЩИЕ НА ХВОСТ
Естественно, мир не мог спокойно созерцать успех яблочников и сразу же бросился вдогонку. До конца года анонсируется выход целой дюжины устройств. Остановимся на некоторых их них.
Nokia N900 Internet Tablet уже в продаже, но имеет всего 3,5 дюймовый сенсорный экран. У гаджета встроенный Wi-Fi-адаптер и веб-браузер на платформе Mozilla, поддерживающий Adobe Flash 9.4. Внутреннюю память устройства емкостью 32 ГБ можно расширить посредством карт памяти. Имеется встроенная цифровая камера и выдвигающаяся клавиатура. По нему можно разговаривать, как по обыкновенному мобильному телефону. Однако, оценив перспективы iPad, Nokia объявила о выходе в октябре аналогичного компьютера.
Также уже в продаже Archos 5 Internet Tablet с диагональю сенсорного экрана в 5 дюймов. Он имеет модули Wi-Fi и Bluetooth и операционную систему под управлением Google Android.
Сама Google в лице своего исполнительного директора Эрика Шмидта (Eric Schmidt) заявила, что занимается разработкой собственного планшетного компьютера аналогичного iPad. Скорее всего, как и в случае с Nexus One, он создается в сотрудничестве с каким-либо крупным производителем электроники и будет включать в себя полнофункциональную версию браузера Chrome, а также поддержку Adobe Flash.
Планшетный компьютер HP Slate, продвигаемый HP и Microsoft, адресован в первую очередь бизнесу. На нем будет стоять Windows 7, он будет поддерживать офисные и бизнес-приложения Microsoft и технологию Flash.
Но Microsoft собирается выпустить на рынок и собственную разработку. Courier представляет из себя электронный органайзер в новом, современном форм-факторе. В представленной презентации, приводимой в конце статьи, выделенный текст можно превратить в интерактивный и отправить выбранному адресату. Вырезать нужные фрагменты из сайтов, роликов с YouTube и сразу же перетаскивать их на свой планшетник, или переводить плакаты с помощью фотокамеры в электронный вид.
Похоже, Microsoft и Apple поменялись местами. Если в 90-е первая создавала продукты для массового пользователя, а компьютерами второго были оснащены почти все крупные издательства мира, то сейчас массовый рынок достанется уже «Яблоку ».
Уникальный ноутбук-планшет IdeaPad U1 представлен компанией Lenovo. С одной стороны, это полноценный лэптоп. Но от него легко отделяется экран, превращаясь в сенсорный планшетник. При этом, каждое из устройств имеет собственный процессор и операционную систему, что делает их независимыми друг от друга. Гибрид имеет модуль 3G, видеокамеру, микрофон и динамики. Презентацию его можно посмотреть здесь.
Сингапурский стартап со штатом в 13 человек Fusion Garage объявил о начале массового производства планшета JooJoo. Изготовлением устройства будет заниматься крупнейших производитель мобильных телефонов и персональных компьютеров в Юго-Восточной Азии – малазийская CSL Group. (Годовой оборот компании составляет $300 млн). Между Fusion Garage и CSL Group заключено соглашение о совместной поддержке проекта: CSL Group покрывает часть расходов по запуску устройства в серийное производство и будет получать часть выручки от его продаж. JooJoo оборудован 12-дюймовым мультисенсорным экраном, обладает 4 ГБ внутренней памяти, поддерживает Bluetooth и Wi-Fi, Adobe Flash версии 10.1, Java, обладает встроенными динамиками, микрофоном и видеокамерой для проведения веб-конференций и видеочатов. Есть один USB-порт и 3,5-мм разъем.
Идея планшета пришла в голову основателю блога о высоких технологиях TechCrunch Майклу Аррингтону (Michael Arrington). Он вначале активно сотрудничал с Fusion Garage, но в ноябре прошлого года отошел от разработки и подал на бывших партнеров в суд за воровство идеи.
Источник: slon
|