Крупнейшие социальные сети мира и России - Facebook и «В контакте», соответственно - почти «близняшки». Активные шаги по монетизации, то есть превращению аудитории в деньги, обе социальные сети начали одновременно. Но пошли разными путями. Чья стратегия окажется выигрышной? Вопрос, как найти наиболее эффективный способ конвертации огромных аудиторий социальных сетей (например, Facebook уверенно приближается к отметке в 500 млн пользователей) в реальные деньги, волнует всех, кто так или иначе связан с интернет-бизнесом. Традиционное правило: показывай рекламу, и чем больше у тебя людей, тем больше денег, в случае с социальными сетями не работает. Как только в них появляются баннеры, платные ссылки и, не дай Бог, заказные текстовые материалы, аудитория уходит к конкурентам. До поры до времени отсутствие внятных бизнес-моделей у этих ресурсов можно было терпеть. Но постепенно инвесторы, вкладывающие огромнные суммы в то, что не приносит адекватных дивидендов, начинают разочаровываться. Медиамагнат Руперт Мердок, имеющий опыт приобретения социальной сети MySpace и управления ею, недавно открыто призвал финансистов «одуматься» и не повторять его ошибок. Настало время руководителям социальных сетей начать доказывать свою состоятельность. И они начали.
Смотри, что хочешь. Крупнейшая в мире социальная сеть Facebook, среди пользователей которого числится больше 450 млн человек, решила внедрить поведенческую систему показа рекламных модулей. Платформа будет использоваться не только внутри социальной сети, но и у всех сайтов-партнеров. Суть технологии в том, что она будет отслеживать, на какие партнерские сайты ходит пользователь, сообщениями на какую тему он обменивается с друзьями, какие у него интересы и профессиональный род деятельности. Вся эта информация суммируется и учитывается при автоматическом выборе рекламных объявлений, демонстрируемых пользователю. Руководство Facebook уверено, что ему удастся создать наиболее эффективную в интернете систему по показу высокотаргетированной рекламы. В эти заявления уже поверили маркетологи Starbucks и Coca-Cola.
Системы, которые показывают рекламные объявления в соответствии с возможными интересами пользователей, используются также и Google, и Yahoo, и Micrososft. Но все они вызывают разную реакцию общественности и экспертов: многие склонны полагать, что такой сбор информации для рекламистов нарушает право пользователей на конфиденциальность.
Западные эксперты отмечают, что, если отбросить весь пафос руководства Facebook, придется констатировать: ничего принципиально нового ее специалисты придумать не смогли, а потому вся затея с рекламным экспериментом может обернуться крахом.
В контакте с деньгами. Российский аналог Facebook – «Вконтакте» - решил пойти немного другим путем: создать на базе огромной аудитории сервиса (в месяц хотя бы однажды ее посещает свыше 13 млн человек) платежную систему. Переговоры с банками уже ведутся. Новый сервис Merchant API позволит интегрироваться с социальной сетью интернет-магазинам, под описанием товара в которых появится кнопка «Купить в контакте». Для оплаты товаров пользователям нужно будет лишь авторизоваться в социальной сети - система автоматически заполнит анкету в магазине, используя мобильный телефон и прочие координаты. В целях безопасности платежи будут проверять при помощи SMS.
Merchant API уже подключил нтернет-магазин компании Futurico «Невообразимо.ру». Компания занимается продажами электронной техники в разных городах России. Через платежную систему «Вконтакте» уже можно приобрести антивирусные программы, и другие продукты, которые легко доставляются через интернет. Что интересно, сама социальная сеть никаких комиссиий не взимает ни с пользователей, ни с магазинов. «Наша главная задача сейчас — стать катализатором интернет-торговли в России. Мы ведем переговоры о сотрудничестве с крупнейшими банками страны. Вероятно, через пару месяцев мы откроем наш способ ввода средств в систему с нулевой комиссией», — заявил ее основатель Павел Дуров. Остальные платежные системы, включая «Яндекс.Деньги» и WebMoney живут как раз счет комиссии.
«Вконтакте» открыл еще один сервис - единый паспорт Рунета. Сервис - полный аналог Facebook Connect, и позволяет пользователям авторизовываться на различных сайтах, ставших партнерами социальной сети, используя для этого регистрационные данные со своей анкеты. Таким партнерам «Вконтакте» предоставит возможность транслировать платные объявления. Таким образом получается реальный аналог системам вроде «Яндекс.Директ» и Google AdWord.
Источник: finansmag
|