Игра в Pac-Man обошлась бизнесу в десятки миллионов долларов. В прошлую пятницу Google решила отметить тридцатилетие легендарной видеоигры Pac-Man, заменив на нее собственный логотип. В результате все посетители сайта Google.com могли сыграть в Pac-Man на главной странице сервиса вплоть до понедельника 24 мая.
Акция для команды Google обычная: логотип сервиса давно стал площадкой для творческих экспериментов. Однако ее эффект превзошел все ожидания. Как признаются в самой Google, акция стала нешуточным пожирателем времени для многочисленных офисных работников по всему миру. Рабочая пятница многими была потрачена на ностальгическую игру.
Эффект timekiller-акции Google был незамедлительно подсчитан. В среднем посетители поисковика ежедневно проводят на сайте 33,6 миллионов часов. Однако в день празднования тридцатилетнего юбилея игры этот показатель был превышен почти на 15%. Эти данные были получены в результате исследования посещений сайта группой из 11 000 человек. Специалисты блога RescueTime пошли еще дальше и рассчитали стоимость трудочасов, затраченных пользователями. Взяв за основу среднюю тарифную ставку ($25 в час), исследователи пришли к выводу, что пятничная игра обошлась бизнесу в $120,5 млн.
Понятно, что все эти цифры очень условные, и, возможно, масштаб ущерба меньше («$25 в час – хотел бы я столько получать», – пишут в комментариях пользователи). И странно упрекать Google в том, что она спровоцировала безответственное поведение и без того расслабленного офисного мира. Ведь подобных способов убить время у офисного работника сегодня, благодаря интернету, и так предостаточно. Однако тут видно, сколь двоякую роль играют современные интернет-сервисы.
Крис Андерсон, шеф-редактор Wired и автор «Длинного хвоста», в одном из интервью говорит как раз об этом: экономический и производственный эффект повсеместной «интернетизации» при ближайшем рассмотрении оказывается не столь очевидным. Да, есть масса исследований о том, как сеть помогает выполнять текущие менеджерские задачи. Информацию искать быстрее, как и обмениваться ей. Появились гигантские возможности для совместной работы. Множество задач, которые еще 10 лет назад можно было решить только на месте, решаются удаленно.
Специалисты Yahoo в свое время подсчитали, что за 10 лет с 1998 года потенциальная эффективность менеджеров среднего звена благодаря постоянному рабочему доступу в интернет выросла в 3,5 раза. Но тут ключевое слово – потенциальная. Интернет-сервисы совершили революцию в современном тайм-менеджменте. Но, с другой стороны, уже давно говорят об интернет-прокрастинации – склонности все откладывать и откладывать важные дела, отвлекаясь на мелочи вроде постоянной проверки электронной почты. И это, в первую очередь, касается крупных сетевых сервисов. Небольшой специализированный сайт помогает решить задачу. Большой многофункциональный портал эту задачу распыляет.
Логика, структура, концепция мега-сервисов вроде Google построены на том, что ты бессознательно приучаешься к многозадачности. И если выполнение одной из этих задач действительно обусловлено текущей необходимостью, то вторая и третья (при этом решаются они почти параллельно с первой) – лишь результат распыленного внимания. Что-то похожее, кстати, происходит и с новыми многофункциональными устройствами вроде iPad. Да, iPad можно считать потенциальным спасителем книжной индустрии. Но его многозадачность и функциональность ставит эту «великую миссию» под сомнение. Невозможно по-настоящему погрузиться в книгу на экране, если с той же страницы тебя манят социальные сервисы, игры и новое кино.
Андерсон считает, что задача тайм-менеджмента в этих условиях – не запретить себе пользоваться Google или другими сервисами, а научиться развлекаться, отвлекаться и «прокрастинировать» максимально эффективно. И сложно с ним не согласиться. С этой реальностью нужно смириться, не ожидая от нее прорывов. Способность интернета пожирать рабочее время «съест» и ту прибавку в эффективности, которую дают новые технологии.
Автор Петр Биргер
Источник: slon
|