Интернет-сервисы, предлагающие пользователям узнать тайны своих организмов и информацию о генетических заболеваниях с помощью тестов ДНК, частенько врут своим клиентам. К этому выводу пришли сотрудники Главного контрольного управления США (GAO), проанализировав работу таких сервисов.
Во время расследования у 4 проверяемых компаний заказали 10 тестов ДНК, предоставив исполнителям как реальные данные участвовавших в эксперименте людей, так и ложную информацию (к образцам прилагались лживые даты рождения, принадлежность к определенной расе и этносу и т.д.).
Многие результаты, предсказывавшие, в том числе, и предрасположенность к заболеваниям, оказались не соответствующими действительности (факт соответствия проверялся специалистами-генетиками). Кроме того, анализы ДНК одного и того же человека, проведенные в разных компаниях, давали разные результаты – иными словами, каждый специалист «пел» что-то свое.
Более того, в некоторых случаях результатом работы таких сервисов становился пугающий диагноз (высокая вероятность рака) и побуждение клиентов к дополнительным "консультациям специалистов" - то есть по сути жульнический маркетинг. Да и за сами ДНК-тесты стоят немаленьки денег, от 300 до 1000 долларов.
Информацию о проверенных компаниях передали в Управление контроля качества пищевых продуктов и лекарств, а также в Федеральную комиссию по торговле, сообщает The Register. Издание также отмечает, что под критику GAO попала и компания 23andMe, со-основателем которой является жена Сергея Брина, Анна Войжитски, а директором - Эстер Дайсон. В 2008 году журнал Time назвал эту компанию "главным открытием года". А в этом году им не везет. Буквально месяц назад компания тоже попалась на серьезном проколе - система «перепутала анализы».
Источник: Вебпланета
|