На этой неделе патентное ведомство США одобрило заявку Facebook на регистрацию "изобретения", которое описывает ранжирование результатов поиска с учетом использования тех же ссылок френдами пользователя.
Точнее говоря, речь идет о таком параметре, как "частота кликов (по результатам поиска) участников социальной сети с заданной степенью отчуждения". В случае, если учитываются только непосредственные френды пользователя, эта степень равна 1. Но можно учитывать и френдов его френдов - степень отчуждения будет 2, и так далее.
Патентная заявка была подана в 2004 году. Очевидно, с тех пор планы Facebook несколько поменялись: этим летом поиск по публичным записям социальной сети отдали поисковику Bing. С другой стороны, на многих сайтах появилась фейсбуковская кнопка Like, идея которой очень похожа на то, что описано в патенте - предпочтения пользователя (сайты, новости, музыка) становятся доступны его френдам.
Поиск на основе такого пользовательского отбора пытались построить многие. Еще в 2005 году появился проект Yahoo MyWeb 2.0, который позволял пользователю сохранять полезные ссылки и размечать их тэгами, а затем делиться своим "персональным поиском" с сообществом френдов. В более продвинутых системах коллаборативной фильтрации пользователю дают рекомендации не просто "френдов", а людей со сходными вкусами - так работает, например, "Имхонет".
Патентованный социальный поиск Facebook и фильтрация на основе френдовых "лайков" ближе к первому, более простому случаю. Очевидно, что френды пользователя могут иметь очень разные вкусы и интеллектуальный уровень. Так что поиск на основе ссылок от френдов правильнее было бы назвать "эмо-поиском" - он больше подходит для тех, кто хочет следовать за толпой, а не искать более релевантную информацию.
Кроме того, подобный фильтр легко накручивается. Уже известны случаи, когда с помощью кнопки Like распространялись черви. Недавно появились и "лайковые фермы" - специальные спаммерские сообщества для раскрутки заданных ссылок через кнопку рекомендации.
Источник: Вебпланета
|