Интернет-компания Яндекс, судя по всему, становится последним получателем обильных денежных потоков от западных инвесторов, склонных к рискам и "горячим интернет-компаниям". В рамках IPO российский интернет-поисковик привлекает 1,3 млрд долларов, что представляет собой верхнюю границу ценового диапазона для пакета акций компании, выставляемого на продажу.
Западные инвесторы готовы были покупать акции поисковика по 25 долларов, оценивая всю компанию в 8 млрд долларов, что составляет рекордные 60 годовых прибылей. Подобный мультипликатор выше, чем для акций Google, торгующихся на рынке с 2004 года, но ниже чем для бумаг китайского Baidu и примерно соответствует оценкам для капитализации Facebook (конечно, с поправкой на масштабы последней).
Инвесторы говорят, что дебют российской интернет-компании на западном фондовом рынке происходит довольно удачно, так как покупатели готовы покупать акции с их фантастическим соотношением к EBITDA. В 2008-2010 годах такая ситуация и такие горячие оценки компаний, показывающих далеко не самые феноменальные финансовые итоги, была бы невозможной. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что не только российская интернет-компания была оценена столь высоко. По подобным мультипликаторам были оценены и LinkedIn и китайские Renren с Baidu. Консервативные инвесторы говорят, что подобные оценки не являются объективными и говорят о раскручивании очередного пузыря.
В первый день торгов акции сети LinkedIn выросли в цене на 105%, причем до этого они и так были размещены по верхней границе ценового диапазона. Впрочем, в последние дни бумаги несколько корректируются, стабильно теряя 1,5-2% в день. В понедельник бумаги LinkedIn потеряли 5,2% и закрылись на уровне 88,30 долларов.
По подобному сценарию развивались и размещения Baidu, а также Renren. К примеру последняя, являющаяся крупнейшей китайской социальной сетью, разместилась по 12 долларов за акцию, то есть также по верхней границе, а в первые дни бумаги достигли 24 долларов.
В отношении Яндекса западные инвесторы предлагают несколько иную картину. По мнению большинства из них, Яндекс - это не стартап и у компании есть стабильная бизнес-стратегия, которая хоть и не приносит впечатляющих финансовых итогов, работает в условиях непрозрачного и нелогичного российского интернет-рынка.
В числе ключевых факторов роста бизнеса «Яндекса» аналитики инвестиционной компании выделяют динамичный рост российской интернет-аудитории. «В 2010 г. аудитория российского интернета по общей численности заняла второе место в Европе. По нашим оценкам, в 2011-2014 гг. аудитория российского интернета увеличится в 1,57 раза», - прогнозирует аналитик ИК «Финам» Леонид Делицын.
Росту показателей бизнеса «Яндекса» будет также способствовать стабильно высокий рост мирового и российского рынков интернет-рекламы, основным бенефициаром которого станет эмитент. «Мы ожидаем роста мирового рынка интернет-рекламы в 2011 г. на 12,5% до 71 млрд. долларов, - отмечает г-н Делицын. – В дальнейшем, вплоть до 2016 г., ожидается рост в среднем на 10,6% в год. Доля онлайн-рекламы составит в 2011 г. 17% всего мирового рынка, а в 2016 г. вырастет до 21%. В 2010 г. рынок интернет-рекламы РФ, по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России, вырос на 40%, до 26,6 млрд. руб. “Яндекс” является одним из основных бенефициаров роста российского рынка интернет-рекламы».
В «Финаме» констатируют, что «Яндекс» занимает лидирующее положение на российском рынке интернет-поиска. В феврале-апреле, по данным счетчика LiveInternet, «Яндекс» обслуживал 54% поисковых запросов российского интернета, в то время как доля ближайшего конкурента – Google – составляла менее трети рынка, говорит г-н Делицын: «Третий игрок – Mail.Ru, с долей рынка в 6,5% – значительно уступает двум лидерам, при этом за два года его доля снизилась на четверть».
Источник: CyberSecurity
|