Сегодня в гостях у AIN.UA – Павел Башмаков, директор и со-основатель компании Stanfy, одного из наиболее заметных игроков украинского рынка разработки мобильных приложений. Среди их клиентов – «Украинская Правда», Корреспондент.net, Hotline, AlterGeo и многие другие.
Сегодня в гостях у AIN.UA – Павел Башмаков, директор и со-основатель компании Stanfy, одного из наиболее заметных игроков украинского рынка разработки мобильных приложений. Среди их клиентов – «Украинская Правда», Корреспондент.net, Hotline, AlterGeo и многие другие.
Обращаем внимание, что следуя пожеланиям читателей, мы немного меняем формат интервью. Они теперь будут выходить еженедельно. Редакция будет задавать около 10 вопросов. В то же время читатели смогут задавать дополнительные вопросы к спикеру в комментариях в течение трех дней, и он, по возможности, будет на них отвечать. Наиболее интересные вопросы и ответы будут спустя несколько дней подверстаны к основной части материала.
Как и когда появилась Stanfy и что представляет из себя компания сегодня? Появилась компания в июне 2005 года, когда закончив четвертый курс, мы отказались идти куда-либо работать и решили сделать свою компанию. Мы просто придумали имя, зарегистрировали домен и сделали сайт, где выложили все свои лабораторные работы:) В то время нас было трое.
Компания сейчас принадлежит мне и текущему СТО, с которым мы начинали. Третий основатель год назад вышел из бизнеса и уехал в Италию получать степень Ph.D. Также у нас есть опционная часть для некоторых сотрудников.
Сегодня Stanfy – это 30 человек, программисты, менеджеры проектов, дизайнеры, тестировщики и сопутствующие административные сотрудники. Одновременно у нас в работе находится порядка 6-8 проектов на разной стадии. Сколько проектов делаем в год – не считал, да и эта цифра мало информативна, так как проекты все разного размера, от 1 до 12 месяцев по разработке.
Этапы были разные, от переориентации с веба на мобайл разработку, до организации внутренней структуры компании, когда начали появляться отделы и руководители в них.
Еще можно сказать, что мы в среднем меняли офис раз в два года, но из последнего нашего офиса мы успели вырасти за год и сейчас нам уже тесновато; и в ближайшее время у нас должен появиться второй офис.
Когда пришло понимание, что “лабораторные работы” представляют уже из себя бизнес? Лабораторные работы в бизнес превратились наверное через год, когда мы решили брать первого нашего сотрудника и еще месяца через 3 искать наш первый офис. Первых клиентов привлекали на биржах труда и сайтах по поиску фрилансеров, также тогда же сработал канал по друзьям.
Почему вы специализируетесь на разработке и аутсорсинге, а не
выпуске своих продуктов? Был ли такой опыт? Мы начали с разработки для клиентов и под это в компании выстраиваются процессы. Продуктовая же модель действительно иногда иногда бывает лучше, но для этого должны быть немного другие люди и другие процессы. Сейчас у нас два больших направления – сильная разработка софта под заказ, и платформенные решения, с помощью которых мы сможем делать быстро мобильные приложения для наших клиентов.
В лаборатории у нас есть некоторые начинания, которые смогут в будущем претендовать на роль нашего продукта, но об этом пока рано говорить. У нас был опыт разработки своего продукта, например, игрушка для iPhone Little Journey, которую мы два месяца создавали и на которой заработали ровно ноль. А так серьезно готовились к запуску, думали «Ща как жахнет!» и не жахнуло. Так как надо больше внимания и времени уделять продвижению, постоянной работе с пользователями приложения и т.д.
Основное отличие от разработки на заказ – это жизнь с продуктом и все время отслеживание его показателей, а на это не хватало времени и, наверное, желания. В последствии у нас купили права на использование нашей игрушки, но это уже другая история, и денег она не принесла много.
Часто ли работаете на иностранных заказчиков? Как находите клиентов
за границей? А в Украине какой канал привлечения клиентов основной? С иностранными заказчиками работаем часто, сейчас это, может быть, половина загрузки всей нашей команды и планируем увеличивать количество таких клиентов. На счет основного канала продаж – сейчас это 100% пассивные продажи. Наиболее эффективны повторные обращения от наших же клиентов и построение долгосрочных отношений с ними.
Второй по значимости канал – это рекомендации друзей и довольных клиентов. Цены никак не аргументируем, есть часовые ставки специалистов и процесс работы над проектом, в результате которого получается качественный продукт. И из нашего опыта мы знаем сколько надо потратить время на создание того или иного проекта в запрашиваемом качестве. Этого не понимают неопытные заказчики, которые не имеют дело с софтом и которым важно количество фич, а не реальное качество получаемого продукта.
Мы несколько раз пробовали активные продажи, но ни разу не добились в этом успеха. Сейчас весь наш рост происходит за счет нашего опыта и репутации на рынке.
Какие свои приложения считаешь наиболее успешными и почему? Из того, что принадлежит Stanfy, мне нравится UA Today для Android, потому что мне нравиться как он сделан и сколько людей им уже пользуется. Из того, что мы сделали для клиентов, мне нравится AlterGeo и еще один проект, который в течении этого месяца должен будет уйти в АппСтор, называть его пока не буду. Hotline тоже нравится.
Я все проекты люблю, так как я являюсь неким барьером качества на проектах, и иногда по моей вине мы доделываем проекты себе в минус, чтобы они стали лучше и удобней для пользователя.
Сколько, по твоим оценкам, в Украине подобных разработчиков
(именно компаний)? Чувствуется ли конкуренция? Как рынок меняется со
временем? Конкуренция чувствуется, когда клиенты нам сообщают, что мы тут еще с несколькими компаниями вместе участвуем в тендере или когда нам сообщают, что наши цены в разы выше чем у наших конкурентов. И это нормально, все больше и больше компаний выходят на рынок мобильной разработки, так как видят тренд, который создаем мы и наши клиенты.
В Украине около 5-7 компаний еще можно найти в Гугле, которые занимаются разработкой под iPhone / Android и у которых что-то есть в портфолио. Изменение рынка замечаю в том, когда дешевая цена разработки привлекает клиентов, которые обжигаются не качественной работой и начинают искать системных подрядчиков с хорошим опытом. Очень сильно этот рынок сдерживает отсутствие официального АппСтор в Украине.
Создается впечатление, что у вас больше продуктов под iOS, чем под
Android? Так ли это? Это скорее продиктовано рынком или вашим курсом? Клиенты больше интересуются iOS. Даже когда они приходят с двумя платформами на уме, всегда начинают с iPhone и только потом подтягивают Android. Но за последнее время наша команда Android растет быстрее, чем iPhone; и со временем тренд уйдет в Android или по крайней мере сравняется.
Какова стоимость разработки приложения сегодня на украинском рынке
(было бы здорово узнать под разные продукты и разные платформы,
примерные цифры)? За весь рынок сложно сказать, так как это все – «средняя температура по больнице». Знаю, что за $2-3K вы можете себе заказать разработку мобильного приложения, даже у нас за такие деньги есть для киентов предложения на нашей платформе Mobile News. Если же что-то сложней и для чего нет готового решения на базе существующей платфомы, то цена идет к $5K и выше.
Но всегда есть много способов удешевления разработки, от подождать пока появятся готовые инструменты для вашей задачи, до перенести все на HTML5 и самому сделать мобильное приложение. Все зависит от ваших целей, аудитории и бюджета. Иногда оптимизированные HTML страницы с помощью CSS смогут вам лучше решить задачу, чем приложение, в каждом случае надо смотреть индивидуально.
P.S. Интервью с представителем ВКонтакте задерживается по техническим причинам. P.P.S. Дополнительные вопросы к Павлу Башмакову можно задавать в комментариях к этому интервью.
Источник: ain.ua
|