В 2011 году количество маркетинговых позиций уверенно росло практически во всех отраслях: оптовой и розничной торговле, FMCG, производстве и др. Восстанавливается рекрутинговая активность издательств, медийных агентств. Крупные интернет-проекты ищут специалистов по интернет-маркетингу и SEO.
По данным аналитиков портала rabota.ua в первом квартале 2011 года суммарное количество вакансий в данной сфере увеличилось в 2 раза по сравнению с первым кварталом 2010 года, во втором квартале 2011 года количество вакансий увеличилось уже в 2,4 раза, а в третьем - в 3 раза по сравнению с тем же периодом (рис. 1).
Рис. 1. Динамика количества вакансий в сфере «Маркетинг / Реклама / PR»
за 7 кварталов (01.01.2010 - 30.09.2011)
Данные за 1-ый квартал 2010 года приняты за точку сравнения (100%)
В 2011 году можно констатировать факт незначительного отставания динамики роста количества вакансий для директоров по маркетингу от динамики сферы маркетинга в целом. Спрос на руководителей в третьем квартале 2011 года вырос в 2,5 раза по сравнению с первым кварталом 2010 года, при этом тенденция роста не носит четко выраженного характера: наблюдается чередование спадов и подъемов.
Позиции директоров по маркетингу открывают как крупные мультинациональные корпорации, так и небольшие узкоспециализированные компании. Наиболее высокий спрос на них отмечается со стороны компаний, работающих в секторе производства и продажи потребительских товаров.
Рис. 2. Динамика количества вакансий для директоров по маркетингу в сфере «Маркетинг / Реклама / PR» за 7 кварталов (01.01.2010 - 30.09.2011)
Данные за 1-ый квартал 2010 года приняты за точку сравнения (100%)
Одним из наиболее ярких трендов сейчас является акцент на интернет-маркетинг. Спрос на таких специалистов в 1 квартале 2011 года вырос в 2,3 раза (рис. 3) по сравнению с первым кварталом 2010 года, во втором квартале - в 3 раза, а в третьем квартале - уже в 3,6 раза, опережая при этом тенденции сферы маркетинга в целом.
На рынке ощущается значительный дефицит кандидатов, обладающих глубоким пониманием онлайн-среды и навыками эффективного стимулирования сбыта. В основном интернет-маркетологов набирают рекламные и интернет-агентства, предоставляющие клиентам комплексные решения по продвижению в сети. Однако крупные компании из других отраслей, осознавая необходимость использования онлайн-инструментов в маркетинге, также набирают специалистов в этой области. Весьма востребованы сейчас менеджеры по работе с социальными медиа, специалисты по поисковой оптимизации.
Рис. 3. Динамика количества вакансий для интернет-маркетологов в сфере «Маркетинг / Реклама / PR» за 7 кварталов (01.01.2010 - 30.09.2011)
Данные за 1-ый квартал 2010 года приняты за точку сравнения (100%
Динамика роста количества вакансий для PR-специалистов, маркетинговых аналитиков и бренд-менеджеров практически повторяли динамику роста вакансий в среднем по сфере маркетинга. В третьем квартале 2011 года спрос на специалистов по маркетинговым исследованиям и маркетинговой аналитике вырос в 2,7 раза, на бренд-менеджеров - в 2,6 раза, на PR-специалистов - в 2,5 раза.
PR-менеджеры снова востребованы практически во всех отраслях. По количеству вакансий можно сделать вывод, что рынок восстанавливается. Появившаяся в кризис тенденция искать «мастеров на все руки» сохраняется: от кандидата на позицию пиарщика требуются навыки написания PR-материалов, организации и проведения мероприятий, умение формировать коммуникационную стратегию.
Во многих компаниях, в разных отраслях, открыты позиции бренд-менеджера. Более всего данные специалисты востребованы в производстве и продаже потребительских и В2В товаров.
Причиной же роста спроса на маркетинговых аналитиков можно считать ужесточившуюся конкуренцию, требующую четкого анализа и правильных оценок.
Среди всех специальностей в маркетинге самый низкий конкурс наблюдался на вакансии для специалистов по интернет-маркетингу (4 претендента на одну вакансию), а самый высокий - традиционно на вакансии для руководителей (19 претендента на место). Также значительная конкуренция наблюдается на вакансии для PR-специалистов, маркетинговых аналитиков и бренд-менеджеров (15, 13 и 12 претендентов соответственно) (табл. 1).
Табл. 1. Индекс rabota.ua* в сфере «Маркетинг / Реклама / PR»
Специальность Индекс rabota.ua Директор по маркетингу 19 PR 15 Маркетинговые исследования / Маркетинговая аналитика 13 Бренд-менеджер / Product manager 12 Интернет-маркетинг / SEO / Интернет-реклама 4 *Индекс rabota.ua
Индекс конкуренции rabota.ua - это соотношение общего количества уникальных соискателей (откликнувшихся на вакансию и не откликнувшихся, но разместивших свое резюме) к общему числу активных вакансий (новых и обновленных) за месяц.
Если соискатель откликнулся более чем на одну вакансию в рамках специальности, либо более чем один раз на одну и ту же вакансию, то он в этом индексе учитывается все равно как один соискатель.
Индекс конкуренции rabota.ua характеризует уровень интенсивности нагрузки на вакантные рабочие места со стороны соискателей-претендентов по той или иной специальности.
Информативность данного показателя заключается в двух аспектах:
С позиции соискателя этот индекс определяет число конкурирующих между собой претендентов на одну вакантную должность. Чем выше индекс конкуренции rabota.ua, тем большее число кандидатов на рабочее место, то есть потенциальных соперников конкретного соискателя в борьбе за должность по конкретной специальности.
С позиции же работодателя индекс информирует о широте выбора, имеющегося у конкретного работодателя, который намеревается разместить вакансию по конкретной специальности. Чем больше число соискателей-претендентов, тем больше вероятность для компании подобрать наиболее желаемого кандидата на предлагаемую должность.
Источник: mmr.net.ua
|