Западные инвесторы говорят, что компания Groupon проводит собственное IPO в далеко не самое подходящее время, так как рынки волотильны и находятся в ожидании второй волны кризиса. Инвесторы говорят, что сейчас любой фактор способен вызвать обвальное падение акций компаний. Однако западные СМИ отмечают, что Groupon сейчас выходит на публичный рынок отнюдь не из-за непонимания ситуации, а по необходимости. Основных проблем у компании две: во-первых, ей нужны деньги, которых становится все меньше, во-вторых число акционеров Groupon вскоре приблизится к 500 и компании, даже если она не будет публичной, придется обнародовать свои итоги.
В Groupon ранее сообщали, что в рамках IPO намерены привлечь как минимум 540 млн долларов, необходимые ей для продолжения роста. В официальном проспекте Groupon не сообщается, на что именно компания планирует потратить привлекаемые средства инвесторов, но замечается, что срочной нужды в наличности у нее нет. Впрочем, инвесторы уверены, что в последнем Groupon явно лукавит.
Маркетинговые затраты Groupon по-прежнему растут, за год они выросли примерно на 37%, а сама по себе компания остается неприбыльной. Кроме того Groupon признала, что хоть у нее и имеется база в 143 млн пользователей, лишь 30% из них за последний год пользовались услугами компании, а из этого числа менее половины пользователей покупали купоны повторно. Таким образом, активными пользователями услуг компании является лишь около 15% зарегистрированных на сайтах участников.
Независимые аналитики говорят, что уже сейчас нынешняя модель работы скидочных сервисов начинает явно пробуксовывать и в будущем компаниям, работающим в данной сфере, придется что-то менять. Либо придется как-то иначе расходовать собственные деньги, либо предлагать какую-то иную модель работы со скидками.
Ранее Groupon привлекла от инвесторов около 1,11 млрд долларов. На сегодня компания "съела" уже 85% этих денег, тогда как реального положительного эффекта здесь не возникло. На фоне этого многие экономисты указывают на явный брак в модели работы. В будущем это станет для Groupon и ей подобных операторов скидочных сервисов непреодолимым барьером на пути привлечения денег.
Ряд аналитиков полагают, что современный рынок скидочных сервисов слишком насыщен предложениями, качество которых оставляет желать лучшего. С другой стороны конкуренция на рынке купонов становится все более жесткой и компании-операторы просто не дают развернуться ни конкурентам, ни могут развиваться сами. Кроме того, ряд экспертов полагают, что нынешнее разочарование происходит из-за того, что изначально скидочные интернет-компании были слишком высоко оценены, а сами компании начали активно надувать собственные показатели, искусственно раздувая капитализацию. В итоге получается, что даже незначительное изменения вокруг компании провоцирует ситуацию, когда негативные факторы один за другим начинают тянуть компанию вниз.
Напомним, что в июне этого года Groupon уже подавала в Комиссию документы на размещение, но тогда компания оценивала значительно больше - капитализация составляла 20-25 млрд долларов, а некоторые аналитики оценивали ее и в 30 млрд, и привлечь от IPO продавец скидочных купонов планировал от 750 млн до 1 млрд долларов.
Сейчас же Groupon, под давлением регуляторов несколько сдула свой порядком раздутый финансовый отчет, а негатив, наблюдающийся на рынке, съел часть выручки и прибыли компании. В итоге, капитализация компания составляет уже не 20, а всего лишь 11,4 млрд долларов.
В форме S1, поданной компанией в преддверии размещения, говорится, что в третьем квартале Groupon несколько сократила свой чистый убыток - с 49 млн долларов в 3 квартале 2010 года до 10,6 млн долларов по итогам третьего квартала этого года. Операционная прибыль компании сократилась с 56 млн до 239 000 долларов. А вот выручка интернет-компании выросла сразу на 426% - с 81,8 млн долларов до 430,1 млн. Также инвесторы должны оценить и тот момент, что компания сократила расходы на маркетинг с 432 млн долларов за первую половину 2011 года до 181 млн в третьем квартале.
Изначально Groupon намеревалась провести IPO в сентябре этого года, но компания под прессом ряда негативных факторов решила перенести эту процедуру на более поздний срок. После этих известий ряд рыночных аналитиков выдвинули точку зрения, согласно которой Groupon сама не уверена в своей бизнес-модели и банально предвидит скорое банкротство на фоне остывания интереса пользователей к скидочным купонам. На это глава компании Эндрю Мэсон отметил в письме сотрудникам, что сейчас "Groupon сильнее, чем когда-либо".
Источник: CyberSecurity
|