Многие украинские контент-проекты в сезон отпусков воюют за удержание трафика, но есть в Уанете сервисы, для которых лето — это самый разгар работы. О том, как выглядит украинский рынок поиска и подбора туров онлайн, и на чем зарабатывают его основные участники, AIN.UA рассказывали Ксения Азарова (TURNE.com.ua), Андрей Ковнир (Otpusk.com) и Валентин Пашкевич (TurMir.com, TourUA.com).
Участники экспертного опроса отвечали на вопросы:
•Сколько сейчас в Уанете ваших сайтов-конкурентов, кто является основными участниками, как оцениваете новые проекты, которые сейчас запускаются в этой нише? •По вашим оценкам, каков сейчас оборот этого рынка? •По какой схеме работаете, в частности — с агентствами (оплата лидов, средняя стоимость лида, оплата заказов, продажа рекламы на сайте, дополнительные сервисы для туристов), со сколькими агентствами работаете? •Кроме поиска туров онлайн, работаете ли на смежных нишах (поиск отелей, бронь), если нет, то почему? •Есть ли возможность заказать тур на вашем сайте, как соотносится количество онлайн-заказов туров и звонков, есть ли собственный колл-центр?Ксения Азарова, директор по маркетингу TURNE.com.ua Основной конкурент со схожей бизнес-моделью — это сайт Otpusk.com. Если говорить о конкурентах по бронированию авиабилетов, то их много. За последний год на рынок вышло несколько новых проектов, и их количество продолжает расти. Большинство этих проектов, имея инвестиции, демпингуют на рынке и тягаться с ними довольно сложно. Среди новых проектов можно выделить сайт ready2go.com.ua. Интересный проект с оплатой за лиды.
На сегодняшний день в Уанете не существует туристического рынка онлайн, так как отсутствует полный цикл бронирования тура и его оплаты онлайн. Есть рекламный рынок, который делится на рекламу туроператоров и турагентств. Туроператоры в основном работают над созданием своего имиджа, и соответственно размещают имиджевую рекламу. Рекламу турагентств можно разделить на продвижение собственных сайтов и размещение на интернет-порталах. Поэтому оценить рекламный рынок в туризме достаточно сложно.
С туристическими агентствами мы работаем по двум схемам – это фиксированная оплата за период размещения и оплата за показ. Турагентство выбирает удобную для него схему подключения, в зависимости от бюджета и ресурсных возможностей. Оплату за заказ мы не практикуем, но конечно же владеем данными о стоимости заказа. Для нас стоимость заказа — один из основных параметров оценки эффективности рекламы. Спектр дополнительных услуг для туристов, предоставляемых TURNE.com.ua, достаточно широк – это бронирование авиабилетов, оформление виз и загранпаспортов, а также оформление страховки. На данный момент количество туристических агентств, размещающих рекламу на нашем портале — более 300.
Система бронирования отелей онлайн на TURNE отсутствует. Это связано со сложностью автоматизации отелей в Украине. Что касается отелей в других странах, то самый простой вариант это подключение к Booking.com, но подключение к подобным партнеркам не выгодно экономически.
На портале TURNE.com.ua есть возможность заказа тура онлайн. При этом пользователь может отправить запрос на конкретное предложение либо на индивидуальный подбор тура, в случае, если он не может определиться с отелем. Проведенные нами исследования показали, что соотношение количества онлайн-заказов и звонков равное.
Андрей Ковнир, руководитель проекта Otpusk.com У нас два основных проекта — это Turpravda.ua и Otpusk.com. «ТурПравда» — сайт отзывов об отелях, конкурентов в Уанете нет, мы состязаемся только с российскими сайтами. Вероятно, причина в том, что проекты, связанные отзывами — неблагодарное дело. Отзывы тяжело монетизировать, один посетитель приносит мизерную прибыль. В то же время объём работ по поддержанию релевантного контента и программированию огромный. У сайта «Отпуск» конкуренты есть, но мы технологический лидер, поэтому чувствуем себя спокойно. Внимательно наблюдаем за новыми проектами в туризме как в России, так и у нас. К сожалению, в Украине заметных проектов в нише сравнения цен на туры, да и в отзывах пока не видно.
Рынка онлайн-продаж туров не существует в принципе. Туры в интернете никто не покупает, и пока не понятно, будут ли это делать в будущем. Аудитория интернет-покупателей слабо пересекается с аудиторией покупателей пакетных туров. Люди, активно совершающие покупки в интернете, чаще путешествуют самостоятельно, собирая турпакет на разных сайтах. Это не наша ниша. А покупатели пакетных туров «всё в одном» в нашей стране и в той же Германии — аудитория менее продвинутая, им проще обслуживаться в офисе турагентства.
Как ни странно, но мы продаём показы объявлений. У украинских турфирм редко встречаются качественные сайты, поэтому продавать переходы невозможно. У нас около 300 клиентов, которые размещают рекламу. Каждый месяц приходит 1-2 десятка новых, и отключаются примерно столько же старых. Поэтому число активных клиентов довольно стабильно уже на протяжении нескольких лет. Мы пробовали продавать турфирмам звонки, и я связывал с этой услугой большие надежды. Но эта схема менее гибкая, поэтому она «не пошла», несмотря на энтузиазм, который мы в неё вложили.
Бронированием отелей и авиабилетов не занимаемся принципиально, так как «Отпуск» — не онлайн-агентство, а сайт сравнения цен. А для сравнения цен эта ниша в Украине пока не доросла. Фактически, у нас есть только один крупный, системный сайт по бронированию — это Tickets.ua. Недавно в Украину также вошел AnyWayAnyDay. Когда будет 5 системных сайтов, тогда, наверное, пора будет делать сравнение цен.
На сайте «Отпуск» турист может как заказать тур, так и позвонить в агентство. Соотношение звонков/заказов колеблется от 3:1 до 5:1 в зависимости от направления туризма и региона турфирмы (в регионах заказывают реже, чем в Киеве).
Валентин Пашкевич, руководитель проектов TourUA.com, TurMir.com Если рассматривать те сайты, которые действительно являются коммерческими ресурсами, это — Otpusk.com, TourUA.com, Touristua.com, Turne.com.ua. Последнее время пытаются продвинуться несколько «новичков» типа Tour.com.ua, но на мой взгляд о монетизации говорить здесь рано и, в целом, вряд ли что-то получится в коммерческом плане, поскольку нет креатива и новых идей, а узость рынка не позволяет раскручивать новые ресурсы по одной и той же схеме.
В целом, по моей субъективной оценке, рабочих нормальных проектов в этой нише не более десятка. Несколько в стороне стоят качественные ресурсы исключительно по внутреннему туризму (я бы назвал Doroga.ua, но наиболее авторитетным был и остается
Работает целый ряд сервисов, которые позволяют туроператорам подключаться на платной основе. Также, есть скопированные с западных образцов новинки типа Sambooka.com.ua, которые появились в интернете 1, -1,5 года назад. Как правило, они дают возможность туристам самим сформировать пакет (взять авиабилет, заказать гостиницу, транспорт).
Оценку объема рынка онлайн-поиска туров дать очень сложно, обьявляемые на сайтах рекламные расценки часто далеки от действительности. Не думаю, что это большой оборот по сравнению с другими отраслями, возможно, несколько миллионов гривен в месяц, если мы говорим исключительно о рекламе на сайтах туристических услуг.
Доход TourMir.com, TourUA идет в основном, за счет рекламы — баннерной, текстовой, иногда контекстной, плюс несколько партнерских программ. Самая обычная схема монетизации для турпорталов, но скоро мы планируем обновление. Также, отмечу, что TourMir.com — это не совсем портальная или поисковая форма, это скорее что-то вроде социальной сети, но здесь также есть возможность для турфирм бесплатно размещать туры, отели, объявления, а посетителям — не только использовать эту информацию, но и давать свои оценки уровню сервиса и т.д. Подобную связку: основной портал + ресурс с элементами туристической социалки использует и Otpusk.com, у них — это интересный сайт отзывов «Турправда».
То есть, на рынке есть три основных способа монетизации проектов по поиску туров онлайн:
•Турагенства платят за то, что портал помогает продавать их туры, «приводит» к ним потенциального клиента как качественная поисковая система, оплата производится как турагенствами, так и тууроператорами с двух сторон — за размещение предложения в системе и за их просмотр пользователями. Например, за просмотр программы тура посетителем агенство оплачивает порталу порядка 0,20 грн. («Отпуск»); •Игроки туррынка (турфирмы, отели и т.д.) размещают в системе свои предложения бесплатно, за счет этого портал получает неплохой дополнительный контент и поток посетителей. Доход — за счет размещения баннерной и других видов рекламы (TourUA); •Смешаная форма: баннерная реклама и дополнительно турфирмы оплачивают размещение своих предложений. Во всех трех случаях все сервисы для конкретного пользователя остаются бесплатными. У нас на порталах посетитель может найти тур, для него есть форма заказа и тут же представлены все контакты туристического агентства, то есть, можно отправить заказ по электронке или позвонить. Практика показывает: украинцы как 4-5 лет назад, так и сейчас не очень любят отправить заказ по электронке, а потом сидеть ждать ответа, что разумно и вполне обьяснимо. Пользователь хочет взять трубку, поговорить с консультантом, «живым» человеком и принять для себя решение.
Источник: ain.ua
|