В 2009 году интернет был куда проще и понятнее. Пользователь просто открывал поисковик от Google — и сразу попадал в настоящий океан информации, и больше никакой другой контент ему не был нужен.
Пользователи просто выбирали информацию из предоставленного поисковиком списка в зависимости от срочных нужд, информационных потребностей и конкретных действий, и всё в этом информационном мире было единообразно и гармонично.
Как только начала расти коммерческая ценность интернета и его социальная составляющая, что проявилось в роли новых медиа во время тех же политических протестов на Ближнем Востоке, компании и представители правительств разных стран начали бороться за контроль и управление интернетом как таковым. Никем не контролируемые просторы интернета последних 10 лет дали доступ широкому кругу потребителей к практически неконтролируемой информации самого разного свойства и серьезно пошатнули устойчивость традиционного бизнеса. Интернет-бизнес по уровню своей ценности достиг значительного уровня. Обострилась конкуренция. Facebook принялся защищать пользовательские данные и ограничил к ним доступ со стороны Google, отрезав доступ поисковику Google к индексированию большей части своего контента. Twitter заключил сделку с Google для индексации записей в микроблогах в реальном времени, но потом пересмотрел ее условия.
Даже традиционные медиа занялись борьбой за то, чтобы защитить собственный контент. Многие знаковые печатные журналы и газеты, такие как The New York Times, в дальнейшем намерены делиться только частью своих печатных материалов онлайн, чтобы стимулировать читателей к покупке печатной версии изданий или приобретению платной подписки на полную цифровую версию данного издания.
Если кратко, в Facebook хотят, чтобы пользователи смотрели на онлайн-мир «глазами Facebook», в Twitter хотят, чтобы их пользователи использовали для серфинга и потребления только тот контент, который дает им Twitter и т.д. Конечно, есть целый ряд веских причин, по которым и Facebook, и Twitter не хотят делиться своим контентом и своими возможностями с Google.
В эпоху «дикого Запада в Интернете», потребитель всю информацию видел как на ладони при помощи простых поисковых запросов в Google или других аналогичных поисковиков. Сейчас популярные компании и веб-сервисы говорят: «Эй, мы не хотим давать доступ к своему контенту для Google забесплатно, мы собираемся ограничить свободную индексацию данных.»
Основная черта интернета нашего времени — это фрагментация. И эта фрагментация в разрезе многих аспектов отражается на том, что получает потребитель в качестве информации из различных источников.
Многообразие во взаимоотношениях с властями Важность интернета осознали правительства разных стран. До недавнего времени единственной проблемой было то, что правительство стремится контролировать доступность определенного контента для широкого круга пользователей; и с этим уже было непросто смириться.
А сегодня уже не просто правительство, а целые партии и политические сообщества стремятся контролировать, что и как мы смотрим и читаем в интернете. Готовы мы к этому или нет, но у нас уже есть правительственные структуры, компании, микро-сообщества, агрегаторы контента и даже хакеры, которые так или иначе решают, что мы должны видеть и к чему можем / должны получать доступ, когда находимся онлайн.
Никто не знает, что произойдет дальше в этой «битве за интернет», но одно можно сказать точно: к концу года переговоры в Дубаи соберут представителей 193 наций для того, чтобы пересмотреть свод правил от ООН под названием International Telecommunications Regulations: они касаются интернета и способов / необходимости его контроля как такового.
Интернет создавался изначально для того, чтобы игнорировать границы и рамки национальных пространств и стран, но многие корпорации и политические режимы очень хотели бы изменить такое положение вещей в свою пользу. Соединенные Штаты и многие западные ведущие страны выступают за то, что они сами называют «свободой Интернета», в то время как Россия, Китай, Бразилия, Индия, Иран всячески отстаивают дальнейшие законодательные ограничения относительно того, как люди используют интернет и к какому контенту получают доступ.
По сути, правительства разных стран хотят создать киберпространство с границами, где можно будет контролировать тех, кто (или что) попробует эти границы пересечь. И в этой предполагаемой фрагментации кроется конфликт, который может стать причиной серьезного раскола в виртуальном мире, каким мы знаем его на сегодняшний день. Как в целом такое положение вещей повлияет на жизнь общества? Есть как минимум 5 основных сфер, в которой будет оказано влияние на потребителей: независимость (личности и государства), пиратство, интеллектуальная собственность, безопасность и частная жизнь.
Что могут сделать пользователи, чтобы преодолеть потенциальную фрагментацию в непростых взаимоотношениях с властями? Хотя ничто в нашей жизни гарантировать нельзя, у пользователей современного интернета есть право голоса. С четкой установкой на донесение определенной идеи, достаточной организацией и достаточным количеством единомышленников ситуацию можно изменить в пользу самих потребителей.
Возьмем, к примеру, законопроект Stop Online Piracy Act (SOPA). Усилиями интернет-сообщества, активистов, простых пользователей и при поддержке таких интернет-гигантов, как Reddit, Google и Wikipedia, угроза тотальной цензуры, нависшая над интернетом, была повержена. «Законность» в понимании инициаторов данного законопроекта была уничтожена. Но как все мы знаем, не успели «похоронить» проекты законов SOPA и PIPA, как по всему миру, в США, странах Европы и за их пределами сразу появились несколько аналогичных законопроектов с похожими идеями.
Фрагментация устройств О том, что фрагментация современного интернета углубляется, свидетельствует и наличие большого числа различных платформ и десятков различных устройств для интернет-коммуникации. Многим ритейлерам непросто управиться с тем рынком, который на сегодняшний день формируют потребители, быстро «перескакивающие» между устройствами и платформами: вот они чекинятся при помощи своих айфонов, а вот оне же уже пользуются социальными сетями с помощью интернет-планшетов, а дальше они же ищут информацию о купонах и скидках, а затем просматривают отзывы и локальный контент при помощи других мобильных приложений.
Сегодня контент представлен на всё большем числе платформ, устройств и окружен всё большим количеством контекста. Всё больше людей используют планшеты для веб-серфинга, мобильные телефоны и мобильные приложения (часто предлагающие разные результаты даже не в разных версиях) используются всё чаще, что позволяет к 2014 году прогнозировать превышение мобильного интернет-трафика над трафиком настольных систем и ПК.
Фрагментация поисковых систем Хотите верьте, хотите — нет, но люди пользуются для интернет-поиска не только поисковиком от Google. Конечно, Google остается лидером на рынке поиска, ведь на его долю приходится около 74% поискового рынка, но тот же Bing, например, удерживает не менее 12% рынка интернет-поиска, а на долю Yahoo приходится порядка 12% этого же рынка.
Есть еще десятки мелких поисковых систем, которым принадлежит оставшиеся пару процентов на рынке поисковых запросов. Доля в 74% для Google — это круто и замечательно; но в наши дни многие из поисковых запросов в этих 74% не включают в себя доступ ко всему веб-контенту.
Хотя Google — самый популярный поисковик в мире, в некоторых регионах нашей планеты доминирует не он, а его конкуренты. Поисковик Baidu — наиболее часто используемая система в Китае; а в России на рынке интернет-поиска доминирует Yandex.
А если отойти от общепринятых, повседневных критериев интернет-поиска, то фрагментация среди поисковых систем усиливается. К примеру, тогда нам следует обратить внимание на специализированные поисковики: поиск по туристическим маршрутам с помощью таких платформ, как Kayak, Expedia и Orbitz.
Возможность выбора поисковиков для потребителей — это отличная возможность для людей; но в то же время она создает новый слой взаимодействия, который усложняет работу и реальность современных поисковиков. В конечном итоге, задачей каждого пользователя является найти и определить для себя ту информацию, которая наилучшим образом соответствует его потребностям, откуда бы ни исходили эти данные.
Фрагментация среди организационных форм и компаний Тим О'Райли (Tim O’Reilly), эксперт по интернет-коммуникациям и глава O’Reilly Media, в 2009 году писал:
«Мы вступаем в период войны за контроль над веб-пространством, и в конечном итоге она превратится даже во что-то большее: это будет война против веба как платформы, где могут действовать и принимать решения одновременно больше число участников.»
Этим утверждением Тим не только опередил свое время, он по сути попал в самую точку своим прогнозом. Корпорации наподобие Facebook, Twitter, Apple и Microsoft оказались в числе тех крупных компаний, которые ведут войну за контроль над веб-пространством, среди тех, кто хочет оказывать ключевое влияние на контент, которые потребители видят онлайн. Делают они это по-разному.
Например, пользователи Facebook в самой социальной сети имеют собственную идентификацию, общаются в основном при помощи внутренних сообщений, чатов и записей на стенах пользовательских профилей. При этом Facebook действует по собственному своду правил, которые касаются практически всего: от того, как работают сторонние приложения в социальной сети и до того, какая пользовательская информация им передается, как вы можете управлять личным профилем и многое другое. Также Facebook активно блокирует доступ Google к индексации большей части контента, имеющего ценность для поисковиков.
После 2 лет сотрудничества в рамках совместного соглашения Twitter и Google приняли решение пойти разными путями. В Twitter решили не продлевать соглашение с Google относительно индексации твитов в рамках поиска в режиме реального времени, таким образом повлияв на значительный плат информации, которая раньше поступала каждую минуту в Google.
После принятия данного решения Google ввел изменения для записей Twitter относительно параметра rel=nofollow. Несмотря на то, что соглашение не продлили, с помощью Google всё ещё можно найти огромный объем контента из микроблогов путем естественного индексирования. При этом, с другой стороны в Twitter продлили соглашение с Bing по индексации микроблогов.
Что касается Apple, то данная корпорация и вовсе «царь своей горы»: пользователи iPhone и iPad в основном получают доступ к онлайн-сервисам при помощи приложений, которые доступны только в магазине приложений App Store либо через традиционный браузер. Как вы наверняка уже знаете, компания Apple контролирует и принимает решения, каким приложениям дать доступ к своей платформе, а какие заблокировать и «пустить под топор».
В современном мире digital потребители уже привыкли к тому, что получают доступ к требуемой информации быстро и без лишней суеты. В условиях, когда организации и компании контролируют видимость контента и условия доступа к нему, пользователь может и дальше получать информацию быстро и в красивой «обертке», но при этом появляется вопрос относительно полноты такой информации. Пользователь сталкивается с искусственно суженным спектром информации, где контролируется еще и продукт, канал и содержимое получаемой информации.
К чему всё это приведет? Только со временем можно будет ответить на вопрос относительно влияния фрагментации на интернет и на пользовательский опыт в онлайн-пространстве. Сегодня мы знаем одно: рост и вложения в веб-технологии привели к появлению инструментов и сервисов, которые изменили жизнь человечества.
Стала ли хуже жизнь потребителя в тот момент, когда от условий «Дикого Запада в Интернете» он перешел к упорядоченным правилам доступа к контенту? И даст ли контроль за интеллектуальной собственностью компаний право изменять нашу жизнь и ниспослать нам новые гаджеты и сервисы, которые вновь изменят нашу жизнь? Или же данный процесс ухудшит пользовательский опыт и станет причиной еще одной, пока еще не предсказанной революции в мире данных?
Сегодня еще рано говорить о том, что современный интернет разделился на фрагментированные «интернеты», но миллиарды долларов и вовлечение крупных политических игроков на этапе данного противостояния ведет к тому, что битва уже вовсю тихо идет за закрытыми дверями корпоративных комнат переговоров при поддержке целой армии юристов и адвокатов.
А ведь было время, когда интернет был открытым пространством, целым обширным цифровым миром без границ; настоящей площадкой для единения людей по всему Земному шару, которая не зависела от географических границ и местоположения пользователя...
Источник: ain.ua
|