В начале следующего года российским представительством звукозаписывающей компании Sony Music против социальной сети «В Контакте» будет начат судебный процесс, главная цель которого — пресечь нарушения авторских и смежных прав на песни исполнителя Сергея Лазарева, которые принадлежат компании. Около месяца назад администрация «В Контакте» удалила с серверов сети песни из нового альбома Сергея Лазарева с формулировкой «Аудиозапись изъята из публичного доступа в связи с низким качеством исполнения». Тем не менее «В Контакте» до сих пор можно найти и прослушать более ранние песни Лазарева, пишет газета «Известия».
— Все мои намерения относительно борьбы с нелегальным распространением моей музыки в сети остаются в силе, — заявил «Известиям» Лазарев. — Соцсеть «В Контакте» удалила мои песни, пусть и с язвительной формулировкой. Будем добиваться полного устранения контента или легализации распространения, чтобы соцсеть отчитывалась перед правообладателями.
От имени Сергея Лазарева в суд пойдет компания Sony Music, которая владеет правами на песни исполнителя. В Sony Music эту информацию подтвердили, но подробности сообщать отказались.
Следующий год обещает стать неблагоприятным для «В Контакте», так как против социальной сети в настоящий момент готовится множество исков. Кроме того, борьба будет не только с самой социально сетью «В Контакте», но и с приложением для смартфонов.
Ранее «Известия» сообщали, что представители компании VMA направили 17 октября в российские представительства компаний Apple, Google и Microsoft официальные заказные письма с требованием удалить все приложения «В Контакте», либо поставить соцсети условие отключить функцию, позволяющую прослушивать музыку и просматривать видео. 12 декабря на письмо ответила Apple, которая сообщила, что приложение «В Контакте», на которое жаловались правообладатели, было удалено из App Store 2 декабря. «Надеемся это решит вашу проблему», — говорилось в письме.
— Мы ведем переговоры с «В Контакте», и у нас сейчас нет оснований продолжать преследование, ввиду того что потенциал переговоров мы видим, — заявил директор по маркетингу и развитию VMA Илья Коротихин.
Несмотря на это, крупные звукозаписывающие и продюсерские компании, не владея информацией о результатах переговоров, продолжают готовить исковые заявления. В суд пойдут компании EMI Gala Records, Universal Music, Sony Music и Warner Music, о чем сообщил осведомленный источник в отрасли.
В EMI Gala Records эту информацию подтвердили, уточнив, что если нарушение авторских прав в социальной сети «В Контакте» не прекратится, то в начале следующего года они подадут иск. Детали иска представители EMI сообщить отказались.
В компании Universal Music отказались от комментариев.
— У нас нет практики комментариев судебных процессов. Даже в момент, когда наши исковые заявления оказываются в каких-то базах, мы можем комментировать только результаты процесса, так как у нас есть корпоративная политика, — пояснил Дмитрий Коннов, генеральный директор Universal Music в России.
От Warner Music получить комментария не удалось.
В VMA считают действия компаний преждевременными.
— Основываясь на нашем позитивном опыте переговоров с «В Контакте», мы считаем намерения лейблов начать массовые судебные процессы несколько преждевременными, так как на собственном опыте убедились в существовании возможности достижения компромиссного решения по спорным вопросам с «В Контакте», — замечает Коротихин. — В настоящее время мы разрабатываем варианты совместной деятельности, которые смогут удовлетворить все стороны, включая пользователей ВК.
По мнению Леонида Агронова, генерального директора Национальной федерации производителей фонограмм (НФПФ), членами которой являются крупнейшие российские мейджоры в музыкальной индустрии, в суде компании предъявят «В Контакте» финансовые требования.
— Это одна из мер воспитания ответственности «В Контакте». Нужно в очередной раз попытаться объяснить или доказать им, что тот стиль ведения бизнеса, который они используют сейчас, должен измениться, — уверен он. — Окончательная цель любых музыкальных компаний — не разорить «В Контакте» и не заставить отключить у себя музыкальные и киносервисы, а заставить «В Контакте» легализоваться. Они должны получить разрешение у правообладателей на использование музыки в своем сервисе.
Агронов полагает, что сейчас музыка является одним из источников формирования доходов социальной сети, потому частью этих доходов «В Контакте» должны делиться с правообладателями.
— Важно то, что деньги уже зарабатываются с помощью контента, но при этом авторам не уходит ни копейки, — говорит директор НФПФ. — Жесткая политика «В Контакте» вынуждает нас идти на крайние меры. Поэтому сейчас единственная возможность, которую оставил для нас «В Контакте», — это засыпать их множеством исков.
По подсчетам НФПФ, 70–80% пиратской музыки в интернете приходится на долю «В Контакте». Причем, по мнению Агронова, в первую очередь страдают российские правообладатели, а не зарубежные.
— Зарубежные правообладатели, например Бритни Спирс, получают роялти с европейского и американского рынков, и неполучение отчислений с российского рынка существенного урона доходам певцов не наносит. Но вот группа ДДТ — 90% денег они могут заработать только в России. И неполучение этих денег наносит им серьезный ущерб. У них есть другие рынки, где есть российские диаспоры. Поэтому тот уровень пиратства, который есть в России, убивает российскую музыкальную культуру индустрии.
По мнению юриста «Инвесткафе» Дмитрия Шилова, шансы Сергея Лазарева выиграть иск незначительны, так как потребуется доказать сам факт нахождения нелегального контента в социальной сети и привязать «В Контакте» к нарушителям. Во время судебных процессов представители социальной сети обычно ссылаются на то, что они лишь предоставляют площадку для пользователей, которые, в свою очередь, и нарушают закон, выкладывая нелегальный контент. Тем не менее Агронов уверен, что выиграть у «В Контакте» можно, так как схема ведения судебного процесса уже была отработана во время разбирательства компании Gala Records по песням певицы MaкSим. Тогда правообладателям удалось отсудить у социальной сети чуть более 200 тыс. рублей.
Источник: Shoowbiz
|