После взрывной динамики последних лет, российский интернет демонстрирует вполне ожидаемое замедление роста. На этом фоне для лидеров индустрии, которые до сих пор наращивали обороты за счет включения в свою орбиту все новых русскоязычных пользователей, вопрос выхода на зарубежные рынки становится вдвойне актуальным. Однако специалисты не без причин уверены в том, что для Яндекса, Вконтакте или Mail.ru Group экспансия за пределы СНГ будет нелегкой.
Последние годы естественные преимущества (лояльность местных пользователей, поисковые алгоритмы, связанные с особенностями русского языка и т. п.) позволяли крупным игрокам рунета довольно легко выходить в лидеры на местном рынке. Благодаря такой «форе» Яндекс до сих пор удерживает за собой почти две трети поисковых запросов, Вконтакте по числу российских пользователей далеко обходит Facebook, а почтовые сервисы mail.ru имеют в стране в семь раз больше клиентов, чем почта от Google.
Зачастую выгодой оборачивается даже ориентация в российских реалиях. Так, сентябрьский релиз навигатора от Apple удивил владельцев мобильных устройств названиями московских улиц, взятыми из советского прошлого (вроде улиц Кирова или Горького); в результате частота скачивания приложения "Яндекс.Карты" для айфона в октябре более чем удвоилась.
Однако при пересечении границы большинство этих преимуществ перестает действовать. Даже если заглянуть к нашим соседям на Украине и в Белоруссии, где российские интернет-проекты традиционно пользуются большим успехом, легко констатировать, что и здесь они не всегда выходят на первые места.
По данным LiveInternet, на Украине Яндекс-поиск занимает лишь 30% рынка, а у наших партнеров по эфемерному Союзному государству – около 41%, тогда как лидерство и в обеих странах принадлежит Google (58 и 43% соответственно). Позиции отечественных соцсетей на рынке СНГ уверенней – в сравнении с положением Facebook, – но ожидать, что они будут столь же хороши где-то еще, пока не приходится.
«Экспансия зарубеж – отличная идея – в теории, однако на практике очень сложно конкурировать с гигантами масштаба Google и Facebook, - уверен аналитик Ренессанс-Капитал Дэвид Фергюсон. – Здесь необходимо вкладывать много денег безо всякой гарантии, что они окупятся».
С ним вполне согласна Анна Лепетухина из Sberbank Investment Research: «Успех в русскоговорящей среде в других странах естественен и не требует больших вложений, однако на больших зарубежных рынках нашим компаниям будет очень трудно соревноваться с теми, кто пришел туда до них и обладает почти неограниченными ресурсами».
Эти слова звучат еще убедительней, если сравнить капитализацию российских и мировых интернет-игроков: 7,7 млрд долларов Яндекса и 7 млрд Mail.ru Group против 245 миллиардов Google. Сопоставить финансы так и не вышедшего на IPO ВКонтакте со стоимостью крупнейшей на сегодня соцсети сложнее, но легко представить, что различия будут примерно того же порядка.
Поисковик по Корану
Как бы то ни было Яндекс в ближайшее время собирается расширяться за счет Турции, Вконтакте – надеется увеличить число пользователей в Израиле, США и Германии, а Mail.ru – строит планы по продаже онлайн-игр на азиатских рынках. «Нашими сервисами пользуются более 90% российской интернет-аудитории, и мы не собираемся останавливаться на этом», - заявлял еще в октябре глава Mail.ru Дмитрий Гришин, анонсируя запуск бренда my.com. Соответствующий сайт до сих пор остается в состоянии тизера, но, так или иначе, компания уже сегодня предлагает сетевые игры в Китае, Японии и Южной Корее.
Интерес Яндекса к Турции - помимо того, что страна является шестым по величине интернет-рынком в мире (с объемом рекламы в 400 млн. долларов) – объясняется изобилием местного контента: по словам специалистов компании, алгоритмы, разработанные для русского, очень хорошо работают и для турецкого языка. Так, для местных пользователей Яндекс уже создал сайт-поисковик по Корану.
Среди курьезных, но актуальных для турецкого рынка продуктов, можно назвать технологию, которая размывает на снимках в формате street-view лицо на памятниках Кемалю Ататюрку, поскольку фотоизображение лидера младотурок в стране табуировано.
Поисковик рассчитывает за пять лет увеличить свою долю на турецком рынке с 1,4 до 35% (для сравнения - по данным ComScore, Google сегодня принадлежит 93,7%). «Цель выглядит весьма амбициозной», – говорит аналитик «Открытие-Капитал» Александр Венгранович, хотя отмечает, что Google по такой же схеме достиг в России уровня в 26%, перетянув большую часть аудитории у того же Яндекса.
Сколь бы малодостижимой ни казалась сегодня конечная цель российской компании в новом для нее регионе, в этом направлении уже есть кое-какие подвижки: в ноябре «Яндекс» стал в Турции поисковиком по умолчанию для смартфонов, работающих на операционной системе Windows Phone, хотя Bing – «родной» поисковик от Microsoft – в стране тоже доступен.
Что русскому хорошо
Говоря о возможной экспансии отечественных интернет-компаний приходится отметить, что языковой барьер и присутствие сильных конкурентов – далеко не единственное препятствие на их пути за рубеж: те самые особенности, которые способствуют их популярности дома, легко могут помешать их выходу на западный рынок. Речь, конечно, в первую очередь идет о Вконтакте, пользователи которого, согласно ComScore, скачивают около 8,5 часов видео ежемесячно. Ни для кого не секрет, что происхождение большей части этих роликов – пиратское, и хотя соцсеть на словах декларирует борьбу с иллегальным контентом – и даже удаляет его – реальный эффект этой борьбы хорошо известен всем пользователям портала.
В месте с тем именно доступ к почти неограниченному объему бесплатной музыки и видео, без сомнения – один из главных (хотя и негласных) козырей российской соцсети: именно он позволяет ей оставаться на первых позициях на внутреннем рынке и, скорей всего, будет потерян при выходе на рынок внешний, где авторские права защищены куда эффективнее.
Источник: sostav
|