Когда-то в начале 2000-х социальная сеть Friendster была одной из самых горячих штучек в интернете. В 2003 году Google хотел купить ее за $30 млн. Но уже к 2006-му, обремененный техническими сбоями, а еще больше соперничеством с Facebook в США, пациент Friendster «был скорее мертв, чем жив». Пару лет он еще трепыхался, поддерживаемый сильной аудиторией из юго-Восточной Азии, но в 2009-м редизайн сайта забил последний гвоздь в его гроб.
Почему успешный Friendster бесславно погиб? Группа интернет-археологов откопала «цифровые кости» Friendster — пионера среди социальных сетей, утонувшего во славу Facebook. И теперь в нашем распоряжении ясная картина того, как произошел сей эпичный коллапс. Как заключает Дэвид Гарсия, профессор Швейцарского федерального технологического института и один из авторов последнего анализа причин гибели Friendster, все закончилось чем-то вроде «контролируемого сноса» — слабо связанные цепи друзей стремительно распадались.
Как раз перед тем, как Friendster перезапустилcя в качестве сайта для геймеров в 2011 году, в интернет-архивах мертвой социальной сети обнаружился отпечаток, запечатлевший ее коллапс. Гарсия и его коллеги-исследователи взяли этот снимок за основу своих изысканий, которые они называют интернет-археологией и одновременно «вскрытием». То, что они обнаружили, уводило их в 2009 год, когда у Friendster все еще оставалось 10 млн пользователей, но связи, соединяющие их в сеть, уже не были достаточно сильны. Многие пользователи не были связаны с большим количеством участников сети, а люди, которых они «зафрендили», сами обладали какой-нибудь ничтожной горсткой собственных связей. Все закончилось тем, что люди были настолько слабо связаны, что хлопоты по осваиванию нового пользовательского интерфейса на их взгляд уже не стоили свеч. «Сначала начали уходить пользователи внешнего ядра, тем самым снижая привлекательность сети для пользователей внутреннего ядра. Они каскадом проходили сквозь сеть, постепенно распутывая ее», — поясняет Гарсия. Этот процесс описан на графе:
Исследователи описывают «сердце» успешной социальной сети собственным термином — К-ядро. Под ним подразумевают подмножество пользователей, у которых есть не только много друзей, но еще и «устойчивость и социальное влияние», как сказал Гарсия. Когда распались эти К-ядра, весь Friendster разлетелся на куски. Если и есть урок, который можно извлечь из этих данных, он заключается в том, что построение жизнеспособной социальной сети зависит от кое-чего большего, чем просто привлечения миллионов пользователей. У них должны быть сильные связи друг с другом. Поэтому Facebook стоит изучить имеющиеся у него типы связей между пользователями и стимулировать их дружить с социально активными людьми внутри сети. Так считает Гарсия. Другими словами, сильные сети порождаются тесно связанными между собой людьми, но никогда незнакомцами. А вот вам «хрустальный шар», который предсказал эту историю несколько лет назад.
Источник: ain.ua
|