Mail.ru Group дважды снижала цену реализации опционов для своих топ-менеджеров и консультантов, следует из документов компании. Первоначально опционная программа была запущена в ноябре 2010 г. одновременно с размещением акций компании на Лондонской фондовой бирже (LSE). Компания выделила специально созданному опционному фонду Mail.ru Employee Benefit Trust 6,42 млн акций, цена реализации одного опциона соответствовала цене размещения в ходе IPO – $27,7.
Однако в августе 2012 г. Mail.Ru Group снизила цену реализации опциона на $3,8 - до $23,9 за одну акцию. В марте 2013 г. цена реализации опционов была вновь снижена – на этот раз на $4,3. Теперь стоимость реализации опциона на одну акцию составляет $19,6 – то есть на 30% ниже первоначальной стоимости.
Аналогичное произошло и со второй «волной» опционной программы. В декабре 2011 г. Mail.Ru Group выделила в соответствующий траст 4,28 млн акций, цена реализации опциона на одну акцию составляла $25,6. Однако, как и в случае с первой «волной», в августе 2012 г. цена реализации опциона на одну акцию снизилась на $3,8 до $21,8, а в марте 2013 г. – еще на $4,3 до $17,9 за акцию.
Таким образом, по сравнению с первоначальной ценой реализации, опционы «второй волны» также подешевели на 30%. Отметим, что с целью выдачи опционов Mail.ru Group скупала собственные акции значительно дороже: в 2011 г. средняя цена скупки составляла $31,5, в 2012 г. - $32,5. Снижение стоимости реализации опционов на $8,3 за акцию приведет для Mail.ru к тому, что в случае реализации всех опционов компания недополучит $88 млн.
Смысл опционной программы состоит в том, чтобы стимулировать топ-менеджеров компании улучшать ее финансовые показатели и, соответственно, котировки акций. Чем больше будут стоить бумаги компании, тем большую прибыль получит топ-менеджер в случае реализации опциона и последующей продажи акций. Однако, с момента IPO, котировки Mail.ru Group вели себя противоречиво.
К началу 2011 г. стоимость акций выросла до $44. Затем началось падение, и к апрелю 2012 г. котировки снизились до $30. Далее цена акций колебалась в пределах от $29 до $38. В декабре 2011 г. случилось новое падение – до $25 за акцию.
Затем последовал рост и в апреле прошлого года цена акций достигла $44. Позже котировки колебались в пределах $29-38 за акцию. В марте 2013 г. снова случилось резкое падение - до $25. Сейчас котировки немного выровнялись, и одна акция стоит $28,1, т.е. немногим больше цены размещения. Более того, как уже отмечалось, в некоторые периоды котировки падали и ниже цены размещения.
Экономического смысла для топ-менеджеров реализовывать опционы по такой цене практически нет, в связи с чем компания и снижала стоимость опционов. Представитель Mail.ru Group Ксения Чабаненко напоминает, что в прошлом году компания практически полностью распродала принадлежавшие ей миноритарные доли в зарубежных интернет-проектах - Facebook, Zynga и Groupon.
Вырученные средства направлялись на выплату специальных дивидендов: летом 2012 г. было выплачено $800 млн, этой весной — еще $900 млн. Выплата дивидендов привела к техническому снижению стоимости акций, говорит Чабаненко, в связи с чем и была снижена стоимость реализации опционов.
Аналитик Finam Global Нелли Матвеева говорит, что ей не известны другие случаи, когда компании снижали стоимость реализации опционов для своих топ-менеджеров. «Но Mail.Ru - достаточно уникальная компания с очень высокой маржинальностью, которая выплатила колоссальные дивиденды акционерам, что не было характерно для молодых ИТ-компаний, включая публичные», - говорит аналитик.
Источник: CNews
|