Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) совместно с порталом TheRunet.com провел исследование на тему «Авторское право и легальный контент в Сети: взгляд со стороны пользователя».
По данным всероссийского опроса, проведенного ФОМ в июне 2013, 62% интернет-пользователей не могут отличить легальный контент от нелегального. Даже среди тех, кто готов платить за легальный контент, этот показатель лишь немногим меньше: 57%. Причем за два года, несмотря на антипиратские кампании, доля «неразборчивых» пользователей выросла на 7%, а на первое место в качестве признака легальности вышло качество: в сети стало больше легального бесплатного контента.
При этом 40% аудитории Рунета все еще не готовы платить за доступ к легальному контенту в Сети (два года назад — 43%). На сегодняшний день платить за легальный контент готов лишь каждый четвертый интернет-пользователь (25%). Остальные пока не определились: 36% опрошенных пользователей затруднились ответить на вопрос.
Среди мотивирующих факторов в пользу легального платного контента определяющими продолжают оставаться высокое качество (38%) и надежность, безопасность (17%). Заметно уменьшилась доля людей, считающих, что труд авторов должен оплачиваться (с 11 до 6%). В свою очередь, те, кто не готов платить за легальный контент, ссылаются на недостаток средств (35%) или считают, что «нет смысла платить за то, что можно найти бесплатно» (18%).
Но для легальных сервисов и правообладателей есть и хорошие новости. Для начала, потребление аудио- и видеоконтента в интернете растет в популярности. Так, более чем две трети интернет-аудитории просматривали/прослушивали или скачивали медиаконтент в Сети. Особенно интересно, что потребление более «тяжелого» видео популярнее, чем прослушивание или скачивание аудио, причем доля пользователей, скачивающих видео, заметно упала (с 37 до 27%). При этом 11% аудитории Рунета скачивают контент для мобильных устройств.
Более 16 млн пользователей Рунета готовы платить за развлечения, а более 20 млн считают, наиболее эффективным способом борьбы с пиратством являются легальные бесплатные сервисы. Как полагают в ФОМ и TheRunet.com, этой аудитории достаточно, чтобы выстраивать и отрабатывать новые бизнес-схемы для распространения легального контента. Однако существующие практики этого потребления все еще лишены культуры соотнесения с авторскими правами — большая часть пользователей не имеет навыков различения легального и нелегального контента в интернете. Как показало исследование, качество и удобство для них важнее, чем моральные или даже ценовые побуждения.
Так, несмотря на то, что почти половина пользователей сталкивалась в интернете с предупреждением, что использование, просмотр или скачивание аудио или видео запрещено правообладателем, только 19% считает это эффективной мерой по борьбе с пиратством. В то же время, 12% считает, что с пиратством в Сети бороться не нужно вовсе — это бесполезно, дорого и вредно для свободы информации.
Источник: CNews
|