Во вторник президент Владимир Путин должен обсудить регулирование Рунета с крупнейшими интернет-компаниями. "Яндекс" и другие лидеры онлайна хотят знать, будут ли новостные агрегаторы приравнены к СМИ.
В этом случае многие из них готовы вовсе отказаться от новостей. Их собственный бизнес от этого пострадает несильно, а вот сайты медиакомпаний ожидает падение трафика.
Как сообщал РБК, в рамках форума "Интернет-предпринимательство в России", который пройдет в Москве 10 июня, Путин может провести встречу с первыми лицами российских интернет-компаний. Среди участников форума заявлены гендиректор "Яндекса" Аркадий Волож и гендиректор Mail.Ru Group Дмитрий Гришин. Единого обращения к президенту лидеры Рунета не подготовили, уточнил вчера сотрудник одной из компаний - участниц форума.
По его словам, бизнесмены надеются обсудить вопросы, связанные с регулированием Рунета, в том числе являются ли интернет-поисковики и новостные агрегаторы средствами массовой информации. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков в мае сообщил РБК, что не считать, например, "Яндекс.Новости" СМИ было бы несправедливо, и сейчас на экспертном уровне ведется дискуссия, как закрепить это в законодательстве.
Среди крупных интернет-площадок, не являющихся СМИ, новостные подборки помимо "Яндекса" и Mail.ru публикуют Google, Rambler, а также новый поисковик "Спутник", подконтрольный государственному "Ростелекому".
Интернет-компании рассказали РБК, что пригласили в свои офисы депутатов Андрея Лугового и Вадима Деньгина, которые собираются вносить в Госдуму соответствующий законопроект. По словам пресс-секретаря "Яндекса" Аси Мелкумовой, цель - продемонстрировать, что новостной сервис работает автоматически, без участия редакторов. Директор по внешним коммуникациям холдинга Rambler & Co Матвей Алексеев говорит, что депутаты согласились приехать, встреча неоднократно откладывалась, но, вероятно, в понедельник, 9 июня, все же состоится.
"У "Яндекс.Новости" нет своей редакции и модераторов, сервис не пишет собственные материалы, у него нет редакционной политики и своей точки зрения, все новости поставляют партнеры", - объяснила Мелкумова. "Я знаю, что в "Яндекс.Новости" применялась очень серьезная математическая модель. Они используют довольно сложную систему мер и весов, чтобы ранжировать новости. Нести ответственность за то, что ранжирует робот, они не могут", - согласна бывший редактор Lenta.ru Галина Тимченко.
В Mail.ru, как рассказали в пресс-службе, автоматически работает поиск по новостям. Но топ новостей на главной странице и внутренней - это, по словам бывшего сотрудника компании, "ручной продукт в отличие от полностью автоматического "Яндекс.Новости".
У Google нет подборки новостей на главной странице, а в новостном разделе они агрегируются автоматически, отметил представитель компании. Также автоматически, по словам главного редактора "Рамблер-Новости" Максима Токарева, происходит отбор и у Rambler.
Пресс-секретарь "Спутника", работающего с 22 мая, Дмитрий Чистов сообщил, что лента новостей у поисковика формируется автоматически — как у "Яндекс.Новости", "актуальные новости формируются в сюжеты". За качеством "склеивания" сюжетов следит один редактор, но он выполняет скорее техническую функцию, отметил Чистов: "Собственный контент мы не производим, агрегируя другие СМИ".
По словам менеджера одной из перечисленных интернет-компаний, непрофильный бизнес в виде СМИ им не нужен, нанимать редакцию, способную фильтровать десятки тысяч сообщений в день, они не собираются. Остается понять, каким будет "дано" в этой задаче: достаточно ли будет отказаться от подборки новостей на главной странице или придется удалять весь раздел "новости".
Лицензия СМИ по закону может быть отозвана, если в течение 12 месяцев издание получит два предупреждения от Роскомнадзора, например, за нецензурные высказывания или призывы к национальной розни. "Если даже мы получим такую лицензию, то не сможем сохранить ее надолго", - сокрушается другой собеседник РБК. Регистрация в качестве СМИ, по словам Тимченко, - это катастрофа для "Яндекс.Новости". "В отличие от сервисов, средство массовой информации блокировать, закрыть или каким-то образом вынести ему предупреждение, как это было с Lenta.ru, можно в один счет. Это чудовищные риски. "Яндекс" попал под удар - это самое плохое, что могло случиться с отраслью", - считает Тимченко.
Впрочем, источник, близкий к руководству "Единой России", утверждает, что, например, "Яндекс" не будет закрывать топ новостей. По его словам, серьезных разногласий между руководством компании и властями сейчас нет.
Зарегистрироваться в качестве СМИ, если придется, готов только "Спутник". "Если будет принят закон, требующий от агрегаторов регистрации в качестве СМИ, то мы будем следовать этому закону", - сказал Чистов.
Новостные разделы приносят поисковикам значительную часть аудитории, но не доходов. По данным comScore, аудитория "Яндекса" в России за апрель составила 66 млн человек, а "Яндекс.Новости" - 19,3 млн. При этом, как отмечает бывший сотрудник "Яндекса", аудитория топа из пяти заголовков на главной странице, по сути, соответствует аудитории этой страницы - то есть примерно 30 млн: "Большинство просто читают заголовки, а на сюжеты не переходят".
Какую часть выручки "Яндекс" получает от новостного раздела, в компании не раскрывают. По оценкам одного из основателей Data Insight Бориса Овчинникова, значение "Яндекс.Новости" как рекламной площадки минимально. "Баннерной или медийной рекламы там мало, контекстная должна сравнительно плохо работать - это все-таки не поиск в чистом виде", - говорит он. По данным "Яндекса", его выручка по итогам 2013г. составила 39,5 млрд руб., из которых 38,84 млрд руб. (98%) пришлось на рекламу: контекстную — 35,46 млрд руб., медийную — 3,37 млрд руб. Два специалиста из рекламной индустрии, покупающие баннеры на сервисах "Яндекса", считают, что новостной раздел приносит поисковику не больше 1% выручки. Впрочем, подчеркивает Овчинников, значение "Яндекс.Новости" в другом - это хороший инструмент увеличения лояльности аудитории.
Некоторые поисковики зарабатывают на продаже медийным компаниям мест под так называемые текстово-графические блоки (маленькая фотография и заголовок) в новостном разделе. Например, у Mail.ru эти места стоят от 17 до 20 руб. за 1 тыс. показов. Стоимость зависит от положения блока на странице - чем выше и заметнее он размещен, тем больше цена. Скидок, по словам руководителя продаж проектов Mail.Ru Group Марии Дьяковой, не бывает. Также в этом разделе можно выкупить статичный блок за 4,5-5,1 млн руб. без НДС в месяц. Это означает, что в течение месяца в конкретном месте на сайте будут висеть только новости этого ресурса, количество показов в расчет не принимается.
Контракты федеральных СМИ на размещение в динамическом блоке начинаются от 50 тыс. руб. в месяц и доходят до 6,5-8 млн руб. Иногда СМИ принимают решение докупить трафик, если, например, их доходы от рекламы упали или какой-то раздел перестал собирать нужное количество пользователей. По оценке специалиста по закупке трафика одной из медийных компаний, этот раздел у Mail.ru заполнен, как правило, на 60-70%, а выручка может превышать 30 млн руб. в месяц. Дьякова не раскрывает продажи news.mail.ru.
Выручка всей Mail.ru за 2013г. составила 27,4 млрд руб., при этом реклама обеспечила только 9,25 млрд руб. (34%), значительные статьи доходов - это платные сервисы соцсетей (32%) и онлайн-игры (24%). Прочие доходы, куда, вероятно, включается выручка от продажи трафика, составляют лишь 2,81 млрд руб. (10%).
Rambler & Co, как говорил Токарев в конце мая, планирует продажу трафика, но пока заключает со СМИ партнерские договоры о показах в "Рамблер-Новости".
Если поисковики решат отказаться от новостных разделов, медиаиндустрия потеряет в трафике, признают опрошенные РБК аналитики и издатели СМИ.
По мнению основателя LiveInternet Германа Клименко, если закроется "Яндекс.Новости", российские СМИ могут потерять 7-8 млн посетителей в день. "Понятно, что люди найдут новости, но их приток на сайты будет меньше. Я думаю, что СМИ могут потерять до 30% трафика", - сказал Клименко РБК.
По данным LiveInternet, сайт Ria.ru (МИА "Россия сегодня") "получил" от "Яндекс.Новости" в мае 25,4% трафика, Lenta.ru — 11,3%, Kommersant.ru — 27,9%. Если "Яндекс" откажется от этого сервиса или как-то его видоизменит, это будет чудовищная потеря для читателей и удар по отрасли, уверена Тимченко. "Я ничего не могу сказать про других, но когда я работала в Lenta.ru, прямой трафик с "Яндекс.Новости" занимал до 15%. Но даже 6-10% аудитории - это очень большая цифра и серьезная потеря для СМИ", - сказала она.
"Сложно сказать, как это (закрытие сервиса "Яндекс.Новости") скажется на выручке - нужно смотреть корреляцию с продажами. Скорее всего, это приведет к некому перераспределению — выиграют более крупные СМИ за счет узнаваемости бренда. У Lenta.ru всегда очень большая доля прямых заходов", - отметил действующий главный редактор Lenta.ru Алексей Гореславский.
Директор цифровых продуктов издательского дома Sanoma Independent Media (выпускает, например, журнал Cosmopolitan и газету "Ведомости") Виктор Саксон сообщил, что у них на переходы с "Яндекс.Новости" приходится не более 10% трафика, и "флуктуации на 10-20% не скажутся на выручке".
Главный редактор "Комсомольской правды" Владимир Сунгоркин сказал, что переходы на сайт газеты с "Яндекс.Новости" составляют только около 3% от общего трафика. Сунгоркин заявил, что новостные агрегаторы должны сами платить СМИ за использование новостей.
Источник: rbc
|