Российский интернет станет в этом году единственным растущим сегментом рекламного рынка, объем которого в рублях может вырасти на 12-15%. Кризис заставил компании Рунета вплотную заняться монетизацией трафика. Капитализация публичных компаний Рунета упала за год почти на 80%, но владельцы не готовы продавать бизнес по нынешним ценам, пишет "Коммерсантъ".
Российский интернет станет в этом году единственным растущим сегментом рекламного рынка, объем которого в рублях может вырасти на 12-15%. Кризис заставил компании Рунета вплотную заняться монетизацией трафика. Капитализация публичных компаний Рунета упала за год почти на 80%, но владельцы не готовы продавать бизнес по нынешним ценам, пишет "Коммерсантъ".
В 2009 году Рунет будет единственным рекламным рынком, способным продемонстрировать рост. Такие прогнозы разделяют ведущие эксперты. При благоприятных обстоятельствах объем рекламы в Рунете (которая обеспечивает интернет-компаниям более 90% доходов) вырастет за год на 12-15%. Такие прогнозы сделали агентство ZenithOptimedia и медийное подразделение рекламного холдинга WPP Group. Даже пессимистические сценарии предсказывают Рунету рост рекламного рынка на 5% или его стабилизацию на уровне прошлого года. Для сравнения: ожидаемое сокращение рекламы на телевидении в этом году — от 5 до 15%. В печатных СМИ и на радио объемы рекламного рынка могут сократиться на 33% или даже на 40%. Однако конвертировать потенциальные преимущества Рунета в рост прибыли и капитализации компаниям будет непросто.
Кризис десятикратно снизил рыночную оценку ведущих компаний Рунета. Но это не значит, что их владельцы готовы сегодня продать свой бизнес в десятки раз дешевле, чем год назад. Тем не менее из-за снижения биржевых котировок нескольких компаний потенциальные покупатели значительно снизили цену своих предложений. "Год назад инвесторы оценивали бизнес РБК в $1,5 млрд, а недавно появились сообщения, что Михаил Прохоров предложил за 65% компании всего $35 млн. При этом никто не называет такое предложение возмутительным или неприличным",— отмечает аналитик "Финама" Татьяна Менькова.
Торгуемых на рынке российских интернет-компаний, по которым можно было бы оценить капитализацию Рунета, совсем немного. Фактически это только "Рамблер" и РБК, причем специализация последней выходит за рамки чистого интернет-бизнеса. "Для косвенной оценки капитализации можно вспомнить о закрытом ПИФе "Информационных технологий" компании "Финам", более половины средств которого вложено в компанию "Мамба" — ведущего игрока на рынке интернет-знакомств (дэйтинг-сервисов). По темпам падения капитализации "Рамблер" и РБК существенно опережали рынок, а ЗПИФФинИТ показал прирост стоимости более чем на 35%",— отмечает ведущий аналитик "Арбат Капитала" Василий Танурков. Однако ни одну из этих компаний, по его словам, нельзя назвать типичным представителем Рунета. "К столь существенному падению "Рамблера" и РБК привели индивидуальные, не типичные для сектора проблемы. Рост же акций ЗПИФФинИТа во многом обеспечен продажей доли "Бегуна" и, возможно, поддержкой котировок фонда",— отмечает аналитик.
Потенциальные источники прибыли и, следовательно, виды бизнеса в Рунете условно можно разделить на четыре группы. Первая группа — это информационные ресурсы: новостные и тематические сайты, поисковики, социальные сети, блоги и форумы. Основным источником их дохода является реклама, объем которой в 2008 году, по оценкам, превысил $590 млн.
Еще около $860 млн в прошлом году приходилось на рынок цифрового контента, то есть платную аудио- и видеопродукцию, программное обеспечение, электронные книги, игры и мобильный контент. "Рынок цифрового контента в России переживает период бурного роста с темпом около 50-70% в год, и это далеко не предел",— считает Василий Танурков. Третья группа — это онлайн-игры, основным источником доходов которых является абонентская плата и оплата пользователями за отдельные артефакты. Доходы этого вида бизнеса эксперты оценивают в $140 млн. К четвертой группе бизнеса можно отнести весь рынок розничной электронной торговли, который в прошлом году превысил в России $4,5 млрд.
Впрочем, наиболее посещаемые информационные ресурсы стараются получать прибыль не только за счет рекламы, но и через продажу контента. "Свыше 90% наших доходов приходится на рекламу, из них 50-60% — на контекстную, а 40-50% — на баннерную или "дисплейную". Небольшая, но ощутимая часть доходов — это деньги от пользователей, которые платят за гороскопы, игры и другой контент, как правило, через SMS",— рассказывает Константин Воронцов.
Большинство экспертов считают, что зонами роста Рунета на ближайшие два-три года станут развитие мобильного интернета, использование социальных сетей как рекламоносителя и маркетингового инструмента, а также развитие конвергентных сервисов, соединяющих в одном продукте голосовую и видеотелефонию, интернет, телевидение, платежное средство, личный идентификатор и т. д. "Эти три сферы в ближайшее время могут стать наиболее привлекательными с точки зрения бизнеса",— прогнозирует директор департамента оценки компании ФБК Станислав Аниканов. По словам эксперта, перспективы монетизация "мобильного интернета" связаны с отработанными технологиями монетизации трафика, а также с тем, что мобильная аудитория растет быстрее, чем у "стационарного" интернета. Прирост числа мобильных пользователей составляет около 23% к прошлому году при общем темпе увеличения интернет-аудитории в 10%. Предполагается, что через два-три года более половины ежегодного прироста аудитории будут обеспечивать пользователи мобильных устройств — сотовых телефонов, коммуникаторов и т. п. А через 5-10 лет пользователей мобильного интернета будет больше, чем пользователей "стационарного".
Еще в прошлом году компании Рунета считали приоритетом рост аудитории и могли относительно легко привлекать инвестиции под перспективные проекты. Сегодня на первое место вышли экономические показатели и возможность самоокупаемости текущей деятельности. В прошлом остались и проекты быстрой раскрутки компаний с целью их последующей продажи или IPO. "Инвестиции в новые идеи и проекты, не гарантирующие доходов, сегодня вряд ли возможны. Интерес у инвесторов могут вызвать интернет-магазины, приносящие прямой доход, успешные в экономическом плане программы-поисковики, отдельные социальные сети. В то же время интернет-СМИ, не приносящим доходов, привлечь инвесторов будет весьма проблематично, как и продать свой бизнес",— считает инвестконсультант департамента Due Diligence компании "2К Аудит — Деловые консультации" Николай Спасский. Переоценили свои перспективы и сами интернет-компании, которые сосредоточились на монетизации достигнутых результатов. При этом во многих компаниях сектора преобладают оптимистичные настроения и многие бизнесмены уже констатируют рост рублевых доходов и ожидают сохранение этой тенденции до конца года.
"Время интернет-бума прошло, и рассчитывать только на прибыль от продажи бизнеса, в том числе и через IPO, — это строить заведомо убыточный бизнес, продать который в ближайшее время будет практически невозможно",— считает Василий Танурков из "Арбат Капитала".
"В обозримом будущем для инвесторов будут интересны сервисы, способные приносить ощутимую отдачу "здесь и сейчас". Если в более спокойные времена интернет-компании боролись между собой за аудиторию пользователей, оставляя вопросы монетизации на потом, то теперь идет борьба за деньги",— соглашается гендиректор компании Alawar Entertainment Александр Лысковский. Даже социальные сети, блоги и видеохостинги, где модель эффективного бизнеса пока не разработана, сейчас пошли по стандартной модели монетизации, разместив у себя рекламу и дополнительные платные сервисы, в частности, скачиваемые компьютерные игры, рассчитанные на самую широкую аудиторию пользователей. Примечательно, что сегодня более 1800 ресурсов в Рунете используют игры для монетизации трафика. Таким образом, размещение дополнительного контента стало одной из наиболее перспективных моделей развития онлайн-площадок.
В российском интернете действуют две базовые стратегии бизнеса: стратегия стартапа и стратегия оператора. Стратегия стартапа предполагает создание и раскрутку ресурса с последующей его продажей. Источником прибыли разработчика в этой стратегии является реализованная в коде и интерфейсе идея, интерактивный пользовательский сервис и проч.
Вторая стратегия — стратегия оператора — ориентирована на увеличение количества посетителей ресурса, внедрение платных сервисов, монетизацию трафика тем или иным способом. Каждая из стратегий имеет шанс быть успешной. Обе ориентированы на привлечение как можно большего количества посетителей и оказание возможно большего объема услуг. "Потенциал IPO или продажи бизнеса у крупнейших российских интернет-площадок сохраняется, но в долгосрочной перспективе. В текущей рыночной ситуации даже сырьевые компании не исключают для себя возможности делистинга. Акции же медийных и интернет-компаний традиционно считаются рискованными и торгуются очень волатильно",— отмечает Станислав Аниканов.
За пользование ресурсами в Рунете традиционно платит в основном "третья сторона", например, размещая на площадке свою рекламу. Именно привлечение тем или иным способом ресурсов "третьей стороны" и является ключевой частью стратегий развития интернет-компаний. В настоящее время используется в основном модель монетизации трафика и получения дохода за счет "третьей стороны". Однако постепенно увеличивается число инструментов для получения доходов непосредственно от посетителя. В том числе с привлечением оператора либо провайдера на условиях revenue sharing. Но эта модель не является доминирующей в Рунете. "Также не получила большого развития модель "клубного контента", при котором количество пользователей ограничено, а весь контент или членство — платные. В качестве примера можно назвать известный "Сноб.ру"",— отмечает Аниканов.
В качестве методов монетизации в Рунете сегодня доминируют два ключевых подхода: рекламная модель (баннерная и контекстная реклама) и сервисы на микротранзакциях. В их числе сервисы знакомств, онлайновые игры и скачиваемые казуальные игры. "Сегодня на рынке наблюдается некое проседание или замедление динамики рекламной модели. Проседания микротранзакций на сервисах знакомств и онлайн-игр мы не замечаем. Возможно потому, что микротранзакции настолько малы, что люди еще не экономят на этих расходах",— говорит Александр Лысковский.
Источник: Broadcasting
|