Эксперты медиарынка сходятся во мнении, что в условиях сложившейся экономической ситуации интернет пострадает меньше других сегментов медиаотрасли. Более того, перед участниками рынка открываются новые возможности для запуска стартапов и развития уже существующих ресурсов, так как потенциальная аудитория, ранее отдававшая свое время более дорогим способам развлечения, уйдет в Сеть. О будущем интернета «МедиаАтлас.ру» рассказал Александр Орлик, генеральный директор ГК «ИнтернетМастер».
— Александр, «ИнтернетМастер» работает в 3 городах России — Москве, Туле, Белгороде. В каких городах сейчас острее чувствуются изменения на медиа- и интернет-рынках?
— Безусловно, в первую очередь в Москве, возможно, потому что кризис стал ощущаться в столице раньше. В Туле у нас почти нет заказчиков, мы не пытались выходить на рынок региона из-за наличия там мощных местных конкурентов и недостаточной емкости рынка, потому не ощутили изменений. В Белгороде же в последние дни обращения потенциальных заказчиков резко возросли. Все обращения по рекламе с таргетингом на Россию и СНГ исходят от крупных оптовиков и производителей. Очевидная причина — недостаток опыта местных агентств в рекламе на федеральную аудиторию, доверия к московскому бренду больше.
В настоящее время мы не понесли убытков и не испытали снижения спроса на рекламу в интернете, напротив, спрос заметно растет, а вот на разработку интернет-проектов спрос ощутимо снизился. Не смотря на то, что мы прогнозировали «замораживание» рядом заказчиков крупных рекламных проектов в январе-феврале, этого не произошло, хотя корректировки ряда бюджетов имели место.
— Каковы основные причины того, что рекламодатель сейчас раздумывает над тем, идти ему в интернет или нет?
— Во-первых, рекламодатели, ранее размещавшие рекламу в оффлайновых изданиях, не вполне готовы еще рисковать, переливая большие бюджеты в новую для них среду. Да и деловые связи крупных рекламодателей с интернет-компаниями еще не достаточно развиты.
Во-вторых, никто не может просчитать, до какой степени упадет платежеспособный спрос, и соответственно заложить рекламные бюджеты.
Уверен, что в ближайшие 3 месяца все бюджеты будут «пробными», краткосрочными. И это, кстати, в первую очередь, связано с пресловутым «человеческим фактором». Поставьте себя на место ответственного за рекламу сотрудника компании среднего уровня, женщины лет 30—35, с двумя детьми, иномаркой в кредит. Вы бы стали рисковать? Не думаю.
— Но есть же какие-то секреты, которые позволят минимизировать риски?
— Секретов нет. Во-первых, необходимо прекратить давать пустые обещания. Ведя «коммерческую разведку» мы, как и многие наши коллеги, чего скрывать, периодически обзваниваем некоторых конкурентов, представляясь потенциальным клиентом, и путем опроса получаем необходимую нам для корректировки рыночной позиции открытую информацию о формах и методах работы конкурентов, их ценовой политике и главное — гарантиях на результаты работы.
Так вот, нередки случаи не просто некомпетентного, но и откровенно авантюристического подхода. Очевидно, сотрудник на том конце провода, вообще, не готов к какой-либо ответственности за предприятие и его лично легко провести с помощью красивых обещаний. Это — обман потребителей, которые будучи дезориентированными подобными обещаниями, с удивлением слышат от наших коллег иные, более сдержанные прогнозы результативности.
Особенно это касается столь модной нынче «поисковой оптимизации», которую обещают чуть ли не тысячи «компаний» или «студий», у многих из которых на поверку нет даже юридического лица или офиса.
Во-вторых, необходимо привыкнуть к мысли, что рекламный продукт стоит не столько, сколько за него просят, а столько, сколько за него готовы заплатить. Этого можно достичь путем сокращения издержек на офис: переезд в более дешевый, уплотнение, снижением бонусов или зарплат, увы, с обязательным повышением квалификации и повышением эффективности и производительности труда примерно в 2 раза. Это достижимо. Слабонервные, спесивые и ленивые смогут уйти по собственному желанию, их даже не придется увольнять.
И наконец, надо давать клиентам возможность делать пробную рекламу через вас — и убеждаться в ее эффективности, либо расставаться, не ссорясь.
— Какие форматы рекламы в интернете будут пользоваться наибольшим спросом? Или принципиальных изменений не произойдет: тот, кто покупал баннеры, будет их покупать дальше, кто размещался только контекстно, так и будет продолжать, кто находил клиентов через поисковую оптимизацию — будет ее продолжать, кто тестировал новые форматы (видеорекламу), тот и будет ее использовать?
— Уверен, следующий год внесет существенные коррективы. Баннерная реклама претерпит эволюцию в сторону новых, эффективных и наглядных мультимедийных форматов, большая часть ее будет изготовляться в формате Flash. Контекстная реклама перерастет уровень текстовых объявлений, с перспективой все более активного показа в контексте как баннеров, так и рекламных видеороликов. Несомненно, наступающий год будет годом взлета популярности видеохостингов, видеорекламы и видеовещаний.
— Какая категория рекламодателей уйдет, и какие рекламодатели, наоборот, освоят интернет?
— Уверен, не уйдет никто. Напротив, те, кто полон желания сохранить бизнес в условиях крайне обостренной конкурентной борьбы, придут в Сеть, преодолев предубеждения.
— Чуть раньше мы затронули больную тему — сокращение зарплат и увольнения. Как Вы полагаете, насколько сильно в целом в отрасли будут снижены зарплаты, и каков будет процент увольнений?
— Твердо уверен: нынешние проблемы в российской экономике столь остры еще из-за примерно двухкратной переоценки стоимости труда. Молодая экономика этого просто не выдержала. Вспомните «гонки зарплат» 2006—2007 годов! Специалисты стали избалованы, интенсивность их труда была невысока, так как они не боялись увольнения: вакансий было больше чем специалистов. Кадровые агентства подливали масло в огонь нелояльности: всем нам на глаза попадались баннеры с текстом вроде «Надоел шеф — поменяй его!». Результаты — на лицо. Уверен, зарплаты упадут до уровня зарплат 2003—2004 годов, т. е. примерно в 2 раза.
Индустрия производства сайтов и рекламы в интернете росла с огромной скоростью. Ведь стоимость входа в этот бизнес очень невысока. Не секрет, что у большинства московских «интернет-агентств» нет ни офиса, ни даже своего юридического лица — это просто группы из 2—4 человек, связанные общим интересом. Достаточно купить прямой сотовый номер (некоторые в последнее время довольствовались и федеральным) и сделать сайт (бывало, «на коленке») после чего разослать спам или вывесить рекламу в контекстных системах. На все-про все — примерно 6000 рублей. Учитывая «перегретость» российского рынка и ажиотажный спрос, наиболее деятельные лидеры таких групп довольно быстро развивали свои предприятия, становились легальными игроками рынка.
Соответственно, бОльшая часть групп сейчас просто распадется, многие молодые люди уйдут в другие области деятельности. Полагаю, общее сокращение работающих в отрасли составит примерно 50%.
— Коль скоро мы коснулись вопросов легальности деятельности интернет-компаний... Что мешает российским предпринимателям легализовать свой бизнес, какие законопроекты нужны?
— На самом деле я не вижу проблем в легализации бизнеса, кроме вопросов связанных с электронными платежами.
Я лично мечтаю о небольшом вмененном налоге, легализации безналичных расчетов с электронными платежными системами — это позволило бы резко снизить расходы на бухгалтерию, разгрузить мелкий бизнес от решений несвойственных ему задач и простимулировало бы приток средств и инвестиций, а, следовательно, и рост интернет-компаний, создание новых рабочих мест для молодежи.
— Многие аналитики утверждают, что кризис продлится не более двух лет. Как Вы думаете, каким будет интернет-бизнес через 2 года?
— Он очень изменится в сторону мультимедийности и интерактивности. Будут господствовать новые форматы мультимедийной рекламы. Производство веб-сайтов претерпит большие перемены — сайты станут чем-то похожи на интерфейсы компьютерных игр. Ведь через 2 года те, кому сейчас 13—20 лет станут одними из наиболее активных пользователей интернета, а это молодые люди, воспитанные на компьютерных играх. У них «клиповое» восприятие информации. Они либо сами делают «выжимки» из информационных источников, либо мгновенно знакомятся со сделанными другими и тут же переключаются. Это люди цифрового, информационного века, большую часть текстов прочитавшие не с бумаги, а с экранов ЖК-дисплеев.
Зарплаты снова дорастут до нынешнего уровня, а количество занятых в индустрии, полагаю (и надеюсь) увеличится раза в два, особенно за счет журналистов и 3d-дизайнеров.
media-atlas.ru
Источник: МедіаБізнес
|