В интервью CNews основатель Abbyy Давид Ян рассказал о том, как после краха дот-комов топ-менеджеры Palm предлагали продать компанию россиянам. Проект Cybiko, созданный Яном, в то время был одним из немногих, в кого еще верили инвесторы, а Palm видел в нем своего потенциального спасителя.
Крах доткомов в США в 2001 г. поверг американскую компанию Palm – производителя одноименных коммуникаторов – в такой сильный кризис, что ей ничего не оставалось, как в срочном порядке искать инвесторов. С предложением продаться Palm обращался к созданной россиянами компании Cybiko, рассказал в интервью CNews Давид Ян, ее основатель и на тот момент генеральный директор.
Продукт Cybiko - это карманный компьютер для молодых людей, оснащенный беспроводной связью и возможностью находить себе подобных. Он позволял заводить знакомства с людьми со схожими интересами и стоил около $100.
«Идея была в том, что подросток мог ввести информацию в компьютер о себе, о девушке своей мечты, и получить вибрацию, когда эта девушка оказывается на расстоянии 150 метров, - вспоминает Давид Ян. - Эта идея настолько будоражила людей, что когда мы их опросили в 1998 г., 12 лет назад, не осталось никаких сомнений в том, что в этом направлении что-то должно произойти».
На первом этапе свои деньги в проект вложили Давид Ян, его отец, компания Abbyy, совет директоров которой также возглавлял Ян. В ноябре 2000 г. пакет акций Cybiko приобрела американская корпорация AOL, а в январе 2001-го - инвестиционный консорциум во главе с фондом Sun Capital Partners. «За первые 4 месяца мы продали 250 тысяч компьютеров и сделали оборот порядка $20 млн, - говорит Ян. - Это был самый шумный выход на рынок у наладонника со времен Palm, который и то продал за первые четыре месяца при выходе на рынок меньше устройств».
В тоже время в 2000 г. впервые обрушился NASDAQ и последовавший за этим кризис в США привел к банкротству целого ряда технологических компаний. «Билл Маггс (Bill Maggs), Chief Technology Officer Palm, приезжал в Россию посмотреть на нас. И в переговорах на полном серьезе спросил, не хочет ли Cybiko купить Palm? Я лично присутствовал при этом разговоре», - рассказывает Давид Ян.
Сама компания Palm находилась в жесточайшем кризисе, вспоминает Ян: «Товар на $300 млн, замороженный на складах. Ничего не продавалось. Они разделили свою компанию на две, одну из них пытались обанкротить». Но сделка не состоялась, а вскоре кризис настиг и Cybiko. Продажи шли заметно хуже ожиданий, компания была разделена на четыре части и распродана.
«Я могу сказать, что в 2002 г., когда стало понятно, куда пойдет мир, я уже держал в руках CybikoPhone - это GSM-приставка с голосовой связью для компьютера Cybiko, - говорит Давид Ян. - У нас была достаточно понятная стратегия. Мы понимали, что наш наладонник, который мы ориентировали на молодежный рынок, сможет выжить в этом мире, если он станет специализированным игровым телефоном с локальной социальной сетью для молодых людей. Не прошло и десяти лет, как сейчас Microsoft объявляет о первом молодежном телефоне (Messenger Edition 251, - прим. CNews). Причем, вы будите смеяться: форм-фактор CybikoPhone был настолько похож на телефон, который сейчас презентует Microsoft, что это становится даже курьезным».
Отметим, что Palm с тех пор так и не выбралась из кризиса. Компания стремительно теряет свою долю рынка. Аналитики предсказывывают ей три выхода: привлечение крупных инвестиций, продажа конкуренту или банкротство.
Полная версия интервью с Давидом Яном выйдет в книге «Программист – миллионер – звезда», которая готовится к публикации в 2010 г. и приурочена к 10-летию издания CNews. Основа книги - интервью с российскими предпринимателями, создавшими компании международного уровня в сфере высоких технологий. Они рассказывают о своих ошибках и успехах, сомнениях, планах, мечтах, личных переживаниях и т.д. Оценивают тенденции рынка, прогнозируют глобальные изменения, делятся перспективными идеями и дают советы молодым предпринимателям.
Источник: biz.cnews.ru
|