Компания A.T. Kearney опубликовала результаты своего исследования “IT 2020: Preparing for the Future” («ИТ в 2020 г.: подготовка к будущему»). Исследование основано на результатах интервью, в которых участвовали более 150 директоров по ИТ, представляющих компании из разных стран мира. Согласно исследованию проникновение новых технологий в бизнес-процессы достигло такого уровня, что для всех современных компаний вне зависимости от отрасли или характера деятельности ИТ становятся не просто вспомогательным средством, а обязательным условием конкурентоспособности. Потребность в информационных технологиях будет расти и далее, в связи с чем существенно увеличится нагрузка на отделы и службы ИТ.
Бюджет, который российские компании выделяют на ИТ, невелик в сравнении с мировыми показателями отрасли. Если исключить операторов связи и банковские организации, в среднем на нужды ИТ идет менее 1% выручки от реализации.
В то же время вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию в значительной мере способствовало дополнительным инвестициям в ИТ, связанным с работой по модернизации и интеграцией России в мировую рыночную систему. При условии сохранения макроэкономической стабильности ожидается, что в ближайшие пять лет среднегодовой темп роста российского рынка ИТ достигнет уровня 9%.
Среди крупных инвестиционных проектов в сфере ИТ следует отметить пятилетнюю программу модернизации информационных систем РЖД и новый проект по разработке системы управления кадрами (будет выполняться группой компаний IBS). По мнению IBS, рынок программных решений и систем для бизнеса находится в преддверии интенсивного роста: в 2012 г. лишь 5% крупных компаний страны располагали завершенными полнофункциональными информационными системами для управления ресурсами предприятия.
Рост российского рынка ИТ также продолжится благодаря возможностям, которые создает государственный сектор. На долю государства приходится 30% от общей суммы расходов на ИТ, причем в ближайшие годы прогнозируется сохранение этого соотношения.
«Мы ожидаем, что российские компании увеличат объем инвестиций в ИТ – ранее он был меньше, чем в сопоставимых европейских организациях. Телекоммуникационные компании уже вкладывают в ИТ значительные средства, и их быстро догоняют банковские организации, –отметил Зорен Грабовски, директор A.T. Kearney и руководитель телекоммуникационнойпрактики A. T. Kearney в России и странах СНГ. – В России немало высококвалифицированных ИТ-специалистов, и многие компании уже добились успеха в различных сегментах рынка информационных технологий: IBS, «Лаборатория Касперского», Parallels, Acumatica, а также многие разработчики игр, например ZeptoLab. Есть прочный фундамент для успешной деятельности, особенно в области разработки программного обеспечения. Однако для того чтобы предотвратить их отток с российского рынка в другие страны, необходимо дальнейшее финансирование и забота об этих компаниях. В отличие от зрелых рынков система аутсорсинга в России пока находится в процессе развития, и крупные сделки заключаются лишь с недавнего времени».
По словам Зорена Грабовски, российские компании очень не хотят пользоваться услугами сторонних организаций в сфере ИТ и до сих пор полагают, что гораздо лучше выполнять всю работу самостоятельно. Количество и качество потенциальных внешних поставщиков услуг в сфере ИТ все еще ограничено, и компаниям зачастую не удается найти подходящих партнеров. Кроме того, многим компаниям по-прежнему не хватает навыков в налаживании и развитии отношений со сторонними поставщиками услуг.
В исследовании отмечается, что в ближайшие семь лет две трети компаний увеличат объем инвестиций в ИТ по всей цепочке создания стоимости, особенно в сфере продаж и взаимодействия с потребителем. Доля ИТ в бюджете компаний будет увеличиваться, а уровень ожиданий – расти, поэтому даже небольшие ошибки при определении приоритетов в области ИТ будут сопряжены со значительным риском для компании.
В то же время компании всего мира вскоре столкнутся с дефицитом специалистов по ИТ, обладающих знаниями в области бизнеса, отмечают эксперты A.T. Kearney. В сфере ИТ-услуг, которые становятся все более специализированными, возникнет проблема дефицита предложения при высоком уровне спроса.
Почти все директора по ИТ (98% респондентов) прогнозируют рост требований к ИТ в различных аспектах: функционал систем, удобство использования, эксплуатационная готовность. Кроме того, необходимо ускорять реализацию новых функций: 95% опрошенных ожидают, что потребность в быстрой разработке возрастет. Для достижения этой цели 65% компаний расширят бюджет ИТ, четко обозначив приоритеты.
Если раньше инвестиции в ИТ были ориентированы в основном на совершенствование процессов, то к 2020 г. более 60% средств, вкладываемых в ИТ, будут направлены на поддержку продаж и работы с клиентами. Информационные технологии станут ключевым фактором успеха компаний в условиях усиливающейся конкуренции. Директорам по ИТ придется руководить преобразованиями в очень сложных условиях. В исследовании отмечены три области, в которых к 2020 г. произойдут наибольшие изменения.
Во-первых, благодаря использованию стандартных пакетов ПО и сокращению числа клиентских решений снизится уровень сложности в индустрии ИТ. Несмотря на то, что в отрасли проведена масштабная работа по консолидации программных систем, 84% респондентов ожидают появление более специализированных приложений. Более 80% участников исследования считают, что большинству приложений потребуется интерфейс для мобильных устройств, что приведет к дополнительному росту уровня сложности. Необходимое условие для успешного решения этой задачи – использование стандартного ПО. 80% опрошенных полагают, что в будущем на долю стандартного ПО будет приходиться 50% всех приложений. Что касается ИТ-инфраструктуры, усилия по консолидации окупят себя с запасом, поскольку объем нового оборудования постоянно растет. Более 60% директоров по ИТ ожидают, что количество рабочих станций и серверов вырастет в 2–4 раза.
Вторая тенденция, выявленная в рамках исследования, заключается в том, что в ближайшие семь лет операционные процессы будут оптимизироваться и упрощаться по мере повсеместного распространения аутсорсинга, оффшоринга и работы со сверхкрупными поставщиками. Необходимы масштабные преобразования в ИТ: 75% участников исследования намерены расширять работу по схеме аутсорсинга. Базовые типовые услуги передаваться сторонним компаниям, по возможности – с использованием облачных технологий. 70% респондентов ожидают, что большинство компаний будет регулярно пользоваться облачными сервисами. С целью снижения затрат ИТ-услуги будут переводиться в оффшор. 60% директоров по ИТ ожидают, что в период до 2020 г. популярность оффшоринга будет расти. Этот процесс будет сопровождаться созданием новых рабочих мест, необходимых для управления работой с партнерами в ближнем и дальнем оффшоре. Кроме того, специалистам по ИТ будет необходимо создать действенные решения, которые позволят соответствовать новым требованиям, описанным выше.
Источник: CyberSecurity
|