Несмотря на то, что выпуск перспективных процессоров Broadwell запланирован лишь на вторую половину следующего года, компания Intel открыла сообществу разработчиков доступ к предварительной версии Linux-драйвера для входящего в состав этого чипа графического ядра. Напомним, ранее неоднократно указывалось, что процессоры Broadwell будут представлять собой новое воплощение текущей версии микроархитектуры Core, выполненное с применением нового полупроводникового технологического процесса с 14-нм нормами и вторым поколением трёхмерных транзисторов. Однако анализ ставшего доступным драйвера позволяет утверждать, что верно это лишь для традиционных вычислительных ядер. Графическая же часть Broadwell претерпит обширную переработку и станет значительно улучшенным вариантом графики Intel HD 5000 (Iris) из процессоров поколения Haswell. Иными словами, применительно к Broadwell принцип «тик-так» будет работать только в отношении вычислительных ядер, графическое же ядро давно подвергается архитектурным изменениям на каждом цикле разработки, и новые чипы не станут исключением.
В прошедшие выходные Intel выпустил 62 патча для ядра Linux, реализующие поддержку графического ускорителя Broadwell в драйвере Intel Linux DRM (Direct Rendering Manager). Анализ исходного кода этих изменений проливает свет на то, чего можно ожидать от следующего поколения интеловской графики. В своём комментарии один из разработчиков драйвера, Бен Видавски (Ben Widawsky), обрисовал изменения так: «Графика Broadwell привнесёт огромные новшества в исполнительном конвейере и управлении памятью на стороне GPU. Они сравнимы с теми переменами, которые произошли при переходе от третьего к четвёртому поколению интеловской графики, и это, не считая изменений на уровне кремния». Говоря о третьем и четвёртом поколении, разработчик, очевидно, имел в виду тот впечатляющий шаг, который сделал интеловский GPU в 2005-2006 годах, когда на смену GMA 950/900 пришла серия GMA X3000/3000. К слову, современное графическое ядро Haswell относится к седьмому поколению.
Впоследствии, графическое ядро Intel GMA было модернизировано и переродилось под именем HD Graphics. Теперь же, начиная с процессоров Ivy Bridge, оно довольно быстро развивается в направлении увеличения производительности и даже может рассматриваться как игровое решение начального уровня. С каждой новой версией микроархитектуры мы видим примерно 20-процентный рост скорости, однако до сих пор этот прогресс достигался небольшими эволюционными улучшениями графического ядра. В восьмой версии GPU, которая будет реализована в процессорах Broadwell, можно ожидать более впечатляющего прироста быстродействия, который, по предварительным оценкам, достигнет 40-процентной величины. Это может означать, что Broadwell позволит даже запускать 3D-игры на встроенном графическом ядре в FullHD-разрешении.
Углубляясь в детали, можно отметить произошедшую в перспективном GPU реорганизацию регистров прерываний, приближение таблицы страниц памяти к традиционной для x86-архитектуры структуре, увеличение адресного пространства, изменение формата таблицы трансляции адресов и прочие подобные изменения. Иными словами, пока на поверхности оказались лишь низкоуровневые изменения в графическом конвейере и системе работы с памятью. О тех же изменениях, которые должны быть интересны для пользователей, а не разработчиков, очевидно, мы сможем узнать позднее.
К сказанному остаётся добавить, что если исключить из рассмотрения новый GPU, то процессоры Broadwell представляют собой перевод микроархитектуры Haswell на 14-нм производственную технологию. Но благодаря одному этому изменению Intel обещает примерно 30-процентное снижение энергопотребления.
Источник: 3DNews
|