Украинские операторы мобильной связи, которые еще до недавнего времени не ощущали финансовой нужды, оказались зажатыми в тиски. С одной стороны, становится очевидным падение спроса на их услуги. С другой стороны, остановить этот негативный тренд не позволяет ограниченное инвестирование. Падение финансовых показателей, которое стало очевидным в начале текущего года, - первая ласточка, сулящая дальнейшие неприятности украинским "мобильщикам". Рациональный пользователь становится все более экономным. "Это уже в полной мере продемонстрировали жители Центрального и Восточного региона Украины. На очереди Юг и Запад", - прогнозирует Роман Химич, консультант Netton CG. По мнению эксперта, абонент и в дальнейшем продолжит сокращать расходы на связь.
Если еще не так давно операторы могли рассчитывать на финансовую поддержку со стороны инвесторов, то сегодня и те затянули пояса потуже. "Сейчас, прежде чем получить деньги, нужно доказать инвестору, что компания умеет их зарабатывать и приумножать", - отметил Александр Баринов, генеральный директор компании "Украинские радиосистемы" (ТМ Beeline), инвестор которой сократил финансирование практически в семь раз.
Таким образом, каждому из операторов приходится доказывать свою состоятельность по-своему. К примеру, МТС проявляет самую высокую активность в освоении дополнительных сервисов, даже самых экзотических. УРС выжимают все положительные моменты из недавнего слияния с "Голден Телекомом". По словам Баринова, в результате объединения офисных помещений, производственных площадок и торговых сетей УРС и "Голден Телеком" они смогли сократить расходы на аренду на 30%. А совместное использование транспортной оптоволоконной магистрали позволило снизить расходы на интерконнект с международными операторами на 50%. "Астелит" же с завидным упорством продолжает наращивать абонентскую базу, проводя различные "шаровые" акции. При этом все дружно прилагают усилия к развитию услуги доступа к интернету. Именно в части передачи данных рынок еще не исчерпал своего потенциала. Доходы от предоставления интернет-услуг уже сейчас составляют более 10% в общей структуре выручки компаний.
Сегодня методы оптимизации бизнеса становятся все более решительными. К примеру, часть работ, в частности не связанных непосредственно с генерированием прибыли и продаж, передается на аутсорсинг. Весной "Киевстар " перевел один из call-центров из Киева в Днепропетровск, где имелись собственные площади, сэкономив на аренде помещений. 150 человек не получили пролонгацию трудовых договоров. В то же время оплата труда сотрудников компании была проиндексирована. Это стало возможным за счет сокращения бонусного фонда, рассказал президент компании "Киевстар" Игорь Литовченко.
По прогнозу эксперта, украинский рынок мобильной связи в 2009 году потеряет от 15 до 20% доходов. В целом же, по мнению Литовченко, возобновление роста рынка ожидается не ранее конца 2010 года. Однако аналитики, в свою очередь, предрекают, что этот прогноз - из разряда оптимистичных. И о недавних привычках жить на широкую ногу операторам нужно забыть и перестроиться на развитие в режиме жесткой экономии.
Источник: internetua.com
|