Таможенники чуть не угробили бизнес Nokia в России и не собираются останавливаться на достигнутом
Федеральная таможенная служба усилит контроль за импортом в Россию мобильных телефонов, заявил глава службы Андрей Бельянинов. По его словам, завоз «этого товара» в Россию сопровождается большим количеством нарушений. «Cерых» трубок в магазинах полно, а таможенной службе «не безразличен» размер поступлений в бюджет. «Мы приняли меры администрирования и порядок там навели, но не собираемся оставлять этот рынок без внимания», - гордо заявил Андрей Бельянинов.
А теперь давайте вспомним, как ФТС в июле «наводила порядок» с телефонами на таможне. Перво-наперво, служба ужесточила правила растаможивания мобильных телефонов, и вместо выборки, таможенники стали каждый аппарат подвергать «персональной» проверке. За два месяца такой «ударной» работы таможенников на московских постах застряли сотни тысяч экспортных телефонов. Новое требование ФТС практически парализовало работу российской таможни, и зарубежные компании, производящие телефоны, понесли огромные убытки. Первой не выдержала российского бюрократического усердия финская Nokia, которая направила письмо в ФТС.
По словам представителя компании Nokia, в результате нововведения только за первые два дня Шереметьевская и Домодедовская таможни не оформили ни одного телефона. На таможенных постах скопилось более 440 000 трубок компании, общей стоимостью около 30 млн. евро. И эта цифра постоянно росла. Но Nokia была лишь «первой ласточкой» скандала: у Samsung не прошли таможню несколько сотен тысяч телефонов, у Motorola застряли на таможне несколько десятков тысяч аппаратов, а SonyEricsson и вовсе не выполнял сроки поставок и нес огромные убытки – компании приходилось оплачивать хранение трубок на временных таможенных складах. Зато навар таможенной службы за «временное» хранение товара увеличился в разы. А зная аппетиты наших чиновников (по официальным завлениям прокуратуры), можно предположить, что и размер «мзды» за ускорение процесса растаможивания телефонов тоже заметно вырос.
Так как же искали «серые» трубки российские таможенники? Сначала они вскрывали коробки, досматривая каждый мобильный телефон «на соответствие всем заявленным техническим характеристикам». Для этого им потребовалось сверять с паспортом модели батарей, встроенных карт памяти, IMEI-номера трубок и так далее. И таким образом, по замыслу чиновников, «будет контролироваться таможенная стоимость товара», что повысит «собираемость платежей». А не проще ли для этого внимательнее проверять сопровождающие документы товара и реквизиты фирм продавцов и покупателей? Учитывая, что количества сотрудников, достаточного для «персональной» проверки телефонов, у службы нет и не будет – кризис, однако.
При этом летняя «сверхбдительность» ФТС отразилась не только на иностранных производителях, но и на отечественных ритейлерах – продавцах. Эксперты подсчитали, что действие новой инструкции ФТС сказалось большими убытками на мобильном ритейле уже через одну-две недели. Да и покупатели не могли не заметить отсутствия товаров на полках магазинов, а также повышения их цены. Слава богу, тогда «форс-мажор» таможенной службы продолжался всего лишь до начала осени. Причем, срок действия инструкции был объявлен сразу. Но сейчас, как пообещал Бельянинов, все начнется по новому кругу, и судя по всему, уже бессрочно.
Кстати, Nokia в последнее время вообще не везет с бизнесом в России: недавно Федеральная антимонопольная служба обвинила финскую компанию в нарушении закона о конкуренции за то, что она диктовала своим партнерам - ритейлерам «максимальные цены» на розничную продажу телефонов. А на следующий день представители ФАС заявили, что конфликт исчерпан – компания признала свою вину, изменила свои договоры и убрала из них пункт о рекомендованных ценах. В связи с этим комиссия ФАС посчитала, что нарушение устранено добровольно и дело было прекращено.
Напомним, что Nokia занимает треть российского рынка мобильных телефонов. Объем продаж финской компании только в 2008 году составил примерно 1,3 - 1,5 млрд. долларов. В первом полугодии 2009 года в России было продано почти 12 млн. сотовых телефонов, что составляет около 6,12 млрд. рублей, и 37% продаж приходятся на долю «Nokia», а остальное – на других зарубежных производителей. Потому что своих мобильников в России пока не придумали. И куда бежать иностранным "брендам"? А если не убегут, то не придется ли покупателям оплачивать издержки их бизнеса от всех этих проделок ФТС?
Мнение эксперта
Алексей Андреев, президент Depot WPF Brand and Identity, сопрезидент Ассоциации брендинговых компаний России:
- Я бы имел готовый диагноз ситуации с ФТС, если бы Россия производила свои мобильные телефоны. Ну, хотя бы имела 3% рынка. Тогда всё было бы ясно - лоббизм в поддержку нац.производителя, то есть, то, что мы практикуем постоянно.
Но тут другая история. Причин сложившейся ситуации две: желание федералов пополнить госбюджет и отсутствие профессиональных навыков для этого. Надо бороться с «серым» импортом? Надо. Подобные методы ФТС разумны? Сомневаюсь. Потребитель от этого всего проиграет? Однозначно. А таможня? Не факт… А наше многострадальное государство, в итоге, пополнит казну? Наверное, пополнит, но … если сравнить потери бюджета от любой неоправданной расходной статьи с доходами от усиления контроля над импортом, то впору заплакать. Все, что попадет в «закрома родины» путем прессования Nokia, моментально вытечет обратно, например, при строительстве платных (!) автотрасс за счет госбюджета.
Ну, а в том, что каждая заминка на таможне стимулирует коррупцию в «стройных рядах» сотрудников ФТС, можно и не сомневаться. Все в курсе.
Правда, как пояснили «Интерфаксу» в ФТС, в связи с официальными обращениями представителей производителей и поставщиков мобильных телефонов, служба «прорабатывает вопрос расширения практики выборочного контроля импорта». По словам чиновников, такой «выборочный» контроль предполагает уже не тотальную поверку ввозимых партий, а возврат к прежней практике - то есть контроль выборочных партий, в отношении которых возникло сомнение в заявленной стоимости или других параметрах таможенного оформления. Но российские чиновничьи службы, как мы знаем, могут «прорабатывать вопросы» годами, а за это время уже и «шах помрет», да и «ишак сдохнет».
Кстати
За первых пять кризисных месяцев 2009 года глава Центробанка Сергей Игнатьев оценивал стоимость «серых» трубок на прилавках в 13% от общего объема импорта. Как пояснял свои цифры Игнатьев, отношение импорта товаров по данным ФТС к импорту товаров по данным платежного баланса ЦБ за пять месяцев предварительно составляло 87%. По словам председателя Центробанка, в прошедшем году – до начала кризиса, стоимость «серых» трубок в импорте была на уровне 8%, то есть – выросла почти вдвое. Это объясняется тем, что в кризис предприниматели сталкиваются с дефицитом денег и стремятся найти способ платить меньше налогов. А цена вопроса - 2,07 млрд. долларов идущие «мимо кассы» дефицитного бюджета.
Автор Олег Гладунов
Источник: svpressa
|