За прошедшие новогодние каникулы владельцев многих мобильных телефонов атаковали мошенники. Аферисты использовали весь свой арсенал, чтобы выудить деньги из карманов абонентов сотовых сетей. Чуть не став жертвой такого рода аферистов, корреспондент GZT.RU попытался самостоятельно вычислить преступника и выяснить, как с его «соратниками» борются мобильные гиганты.
Все началось 26 декабря минувшего года. На мобильный телефон поступило SMS-сообщение со следующим текстом: «Beeline. Ув. аб.! Ваш номер блокируется. Инф. по бесп. тел: 89022730878».
Корреспондент GZT.RU набрал предлагаемый номер и на другом конце провода услышал бодрый мужской голос, представившийся оператором Сергеем. Тот подробно объяснил, что у компании произошел технический сбой, из-за которого они вынуждены заблокировать некоторые телефонные SIM-карты.
«Ремонтные работы могут продлиться до четырех недель, и на это время мы предлагаем вам перейти на резервную систему,— заявил Сергей.— Если ваш телефон у вас под рукой, то я вам объясню, что именно необходимо сделать, чтобы ваш номер сразу активизировался».
Сергея интересовало, на кого зарегистрирован номер, в каком году, не менялся ли тариф и сколько приблизительно денег находится на счету. Правда, схему, по которой со счета абонента аферист планировал перевести на себя деньги, узнать так и не удалось. После того как он выяснил, что мобильный номер корреспондента является корпоративным, разговор прервался, и мошенник потерял к такому «клиенту» весь интерес. В таком случае абонент не является обладателем персонального счета Мало жалоб После сомнительной беседы корреспондент GZT.RU позвонил в центральный офис «Билайн» и сообщил о попытке мошенничества. На этот раз уже настоящий оператор записал все данные афериста, сообщив, что компания старается отслеживать таких «черных» абонентов.
Однако спустя две недели, после новогодних и рождественских праздников, 11 января, корреспондент снова набрал уже знакомый телефонный номер аферистов и услышал голос того же самого мошенника, который как ни в чем не бывало рассказал про «сбои в компании» и «возможность резервного подключения». В «Билайне» на вопрос корреспондента GZT.RU, почему к аферисту не применили никаких санкций, начиная от блокировки номера и заканчивая обращением в милицию, ответили, что по данному номеру не набралось необходимое число жалоб.
«Специалисты нашей службы безопасности собирают жалобы на такие номера, но, к сожалению, не все пострадавшие к нам обращаются и предоставляют номера, с которых получили такие сообщения,— пояснила оператор „Билайна“ Екатерина.— Мы передаем всю информацию в службу безопасности, и, когда наберется необходимое число жалоб на номер, его блокируют и обращаются в милицию. Сколько именно звонков от абонентов должно поступить для блокировки афериста, я сказать не могу. Видимо, номер, с которого вам пришло сообщение, не так давно начал мошенническую деятельность».
10 млн потерпевших Между тем в пресс-службе «Билайна» GZT.RU заявили, что, по их оценкам, потерпевшими от такого рода мошенничества себя считают 10 млн пользователей сотовой связи.
«Цифра может быть еще больше, учитывая, что 15% респондентов отметили, что их родственники или друзья тоже пострадали от действий мошенников,— отметили в „Билайне.— Для противодействия таким преступникам в июле 2009 года мы запустили специальный автоответчик 068044, который доступен всем абонентам „Билайна“ в России (звонок бесплатный), информирующий пользователей об основных мошеннических схемах и рекомендациях о том, как себя обезопасить. С июля по октябрь 2009 года мы зафиксировали более 300 тыс. обращений на этот номер, счет продолжает расти. Мы активно сотрудничаем с правоохранительными органами и оперативно предоставляем информацию о номерах, подозреваемых в мошеннических действиях. В соответствии с п. 4.1 действующей редакции Договора об оказании услуг связи мы блокируем мошеннические номера (если номер признается нами как мошеннический) и передаем информацию в правоохранительные органы. В случае, если мошенник относится к другой сети, мы взаимодействуем с оператором и уведомляем его о действиях этого абонента».
В то же время в компании отметили, что, несмотря на то что они стараются предупредить своих клиентов о возможных провокациях и информируют о схемах обмана, сотовый оператор не имеет юридического права вернуть пользователю переведенные на другой счет средства, потому что перевод средств осуществлен добровольно.
Информация требует проверки Что касается «истории» про технический сбой, то она в последнее время самая популярная среди мошенников.
«Раздается звонок, приятный голос сообщает (как вариант — приходит SMS-ка), что происходит перенастройка сети и необходимо перенастроить телефон на новые параметры, соответственно, нужно набрать комбинацию цифр и знаков. Иногда диктуют, иногда присылают в SMS-ке. После набора комбинации со счета списываются суммы в среднем $10–30,— рассказали GZT.RU в сотовой компании.— Эта схема мошенничества, которую мы называем лжезвонком от технической службы оператора, сегодня одна из самых распространенных. В большинстве случаев она осуществляется с помощью услуги „Мобильный перевод“. Распознать мошенников достаточно просто: они действуют очень настойчиво и требуют незамедлительного выполнения своих действий. Мы просим не выполнять указания неизвестного лица и не вводить под диктовку коды на своем телефоне. Необходимо проверить информацию, перезвонив в абонентскую службу своего оператора связи».
Между тем вместе с сотрудниками «Билайна» выяснилось, что номер, с которого корреспонденту GZT.RU пришло сообщение афериста, принадлежит региональному оператору. Ему передали всю информацию о подозрительном абоненте и уже через несколько часов его отключили от сети.
«Достаточно часто такого рода мошенничества совершают лица, находящиеся в исправительных колониях, которые имеют одного или нескольких сообщников на свободе,— пояснили GZT.RU в пресс-службе управления „К“ МВД России.— Если основной фигурант на свободе, то обычно он находится в съемной квартире и, используя мобильный телефон, осуществляет перебор номеров по возрастанию либо убыванию последней цифры. И если раньше звонки осуществлялись на мобильные телефоны с прямым абонентским номером, то в настоящее время это и прямые, и федеральные, и городские номера».
Популярные схемы «развода» абонентов 1. «Случай с родственниками» Мошенник представляется родственником, другом или сослуживцем близкого вам человека и сообщает, что с ним приключилась беда (попал в аварию, сбил человека). У пострадавшего во время ЧП якобы сломался телефон и приходится звонить с чужого. Предстоит еще много звонков, поэтому необходимо пополнить человеку баланс. Далее следует просьба купить карточку на 10, 20, 50 и даже 100 долларов и продиктовать по телефону ее код.
2. «Ложный приз» На мобильный телефон абонента звонит лжеведущий известной музыкальной радиостанции и поздравляет с выигрышем ценного приза. Однако для его получения нужно в течение 30 минут купить карту пополнения счета и сообщить ее данные диджею. Заплатив деньги и придя через несколько дней за подарком, обманутый абонент узнает, что на радиостанции никто подобного конкурса не проводил.
3. SMS-просьба В последнее время абоненты сотовых операторов стали получать SMS-ки просьбой «позвони по…номеру, если номер не отвечает, положи на него …рублей и перезвони». Некоторые абоненты, особенно люди пенсионного возраста, пополняют счет мошенников, думая, что пишет кто-то из близких людей.
4. «Платный код» Вам звонит человек, представляющийся сотрудником службы технической поддержки (центра поддержки клиентов) сотового оператора с предложением подключить новую эксклюзивную услугу (варианты: для перерегистрации во избежание отключения связи из-за технического сбоя, для улучшения качества связи). Для этого предлагается набрать под диктовку лжесотрудника код, который является комбинацией для осуществления перевода средств со счета абонента на счет мошенников.
5. «Штрафные санкции» оператора Мошенник представляется сотрудником службы технической поддержки оператора сотовой связи и сообщает, что при замене тарифного плана вы не оповестили оператора и нужно оплатить штраф, отправив номера карт оплаты на некий номер (то есть мошенникам).
6. «Акции» оператора Абонент получает сообщение об акции, проводимой его оператором. По ее условиям до конца недели (месяца, года, жизни) человек получает возможность осуществлять бесплатные звонки по стране. Для этого ему необходимо всего лишь отослать в службу информационной поддержки (телефоны прилагались) «оператора» коды нескольких карт оплаты.
7. «Ошибочный перевод средств» Человек получает SMS-ку, оповещающую о поступлении средств на его счет, переведенных с помощью услуги «Мобильный перевод». Сразу же после ему звонит мошенник, который утверждает, что только что перевел деньги на его номер ошибочно и просит вернуть деньги обратно тем же «Мобильным переводом».
Как уберечься от телефонного мошенничества Если вам поступило предложение от радиостанции активировать карточки экспресс-оплаты с целью получения приза, включите радиостанцию и прослушайте ее эфир. Радиостанциия не требует активировать карточки экспресс-оплаты при проведении лотереи.
Если вы получили звонок от якобы близкого родственника или знакомого с информацией о том, что он попал в неприятную ситуацию, в результате которой ему грозит возбуждение уголовного дела, и выражается просьба передать взятку сотруднику правоохранительных органов, готовому урегулировать вопрос, следуйте следующим рекомендациям: — задайте своему родственнику наводящие вопросы, ответы на которые знаете вы оба, либо попросите его описать себя; —если вы разговариваете с якобы представителем правоохранительных органов, спросите, в какое отделение милиции доставлен родственник. Набрав 02 и узнав номер дежурной части данного отделения милиции, можно поинтересоваться, действительно ли родственник находится там и кто занимается этим делом; —если разговор закончен, а вы сомневаетесь в личности звонившего и в подлинности изложенных фактов, постарайтесь перезвонить на мобильный телефон звонившего. Если он отключен, очертите круг лиц, которые могут знать о его местонахождении (коллеги по работе, друзья, родственники), свяжитесь с ними для уточнения информации.
Вам может поступить звонок от якобы представителя вашей сотовой компании, который предложит пополнить счет карточкой экспресс-оплаты, но прежде потребует сообщить оператору личный PIN-код, перезвонив на определенный номер. Помните, что активировать карточки экспресс-оплаты следует исключительно через специальный короткий номер, указанный на карточке, а личный код никому никогда не сообщается.
Если вы получили SMS-сообщение на мобильный телефон от якобы знакомых с просьбой положить на их счет деньги, перезвоните по указанному номеру и выясните личность отправившего SMS. На мобильный телефон может поступить SMS-сообщение с предложением оградить вас от СПАМ-рассылки либо принять участие в акции от вашего сотового оператора. В сообщении предлагается отправить «бесплатное» SMS, состоящее из набора цифр, на один из коротких номеров, а затем перейти по ссылке для удаления своего имени из списка. В результате этих манипуляций вы потеряете около 100–150 рублей, но СПАМ получать все равно будете.
SMS-сообщения могут быть весьма разнообразны, и в данном случае совет может быть один: критически относиться к таким сообщениям и не спешить выполнить то, о чем вас просят. Лучше позвоните оператору связи, узнайте, какая сумма спишется с вашего счета при отправке SMS или звонке на указанный номер, затем сообщите о пришедшей на ваш телефон информации.
Источник: gzt
|