Продажи сотовых телефонов в России в 2009 году сократились на 27% по сравнению с 2008 годом и составили 26,2 млн штук. Такие оценки приводятся в исследовании компании «Евросеть». По данным ритейлера, количество салонов по продаже мобильников сократилось с 20 тыс. до 15 тыс. точек. Эксперты прогнозируют рост рынка в 2010 году на 10—12%, а количества салонов — до 17 тыс. Полное восстановление отрасли ожидается лишь в 2011 году.
Падение рынка в 2009 году отразилось на количестве салонов сотовой связи. В процессе оптимизации розничной сети крупными ритейлерами, банкротства и ухода с рынка средних и мелких игроков было закрыто порядка 5 тыс. салонов связи. Общее количество магазинов, продающих мобильные телефоны, на конец 2009 года составило порядка 15 тыс. Эксперты «Евросети» отмечают, что при падении рынка на 27% сокращение количества салонов связи позволило нивелировать падение продаж на один работающий магазин до 12%.
Президент «Евросети» Александр Малис полагает, что количества салонов связи, существующих на данный момент, достаточно рынку: «С учетом того, что количество людей, которые реально посещают магазины, около 90 млн человек, получается, что один магазин в среднем может обслужить 6 тыс. потребителей, что полностью отвечает потребностям рынка».
В компании ИОН наиболее вероятным прогнозом на 2010 год считают незначительное увеличение числа салонов связи до 16—17 тыс. При этом рост, по мнению представителя компании Андрея Якубова, будет связан с увеличением числа собственных салонов связи операторов «большой тройки»: «Основные игроки скорее всего займутся ротацией торговых точек, заменяя менее эффективные на более эффективные». Он также отмечает рост предложения сотовых телефонов и смартфонов в непрофильных магазинах сетей супермаркетов. «Во втором полугодии ситуация стабилизировалась и начал формироваться монобрендовый рынок розницы, — рассказывает представитель МТС Ирина Осадчая. — Достоинства монобрендовой модели в более точном управлении спросом и предложением, в синергии с операторским брендом, который сильнее любого российского розничного бренда».
«Восстановление рынка до уровня 2008 года, на наш взгляд, наступит в 2011 году, — комментирует представитель «Связного» Елена Ноготкова. — В 2010 году ожидается увеличение продаж приблизительно на 10—12% по сравнению с 2009 годом». В «Евросети» ожидают роста рынка в 2010 году благодаря постепенному восстановлению экономики и осуществлению отложенных в кризисный период покупок на 10—11%. По мнению представителей компании, восстановление рынка можно ожидать в 2011 году — до уровня, превышающего показатель 2008 года.
Автор Александр Кленин
Источник: rbcdaily
|