Сотовый ритейлер "Евросеть" подвел итоги продаж сотовых телефонов в России за 2009 г. В штучном выражении рынок провалился на 27% по сравнению с 2008 г., а число точек продаж сотовых ритейлеров за этот период снизилось на четверть - до 15 тыс. магазинов. Участники рынка ожидают его восстановления в 2011 г., а в этом году продажи могут вырасти на 10-12%.
Как следует из материалов "Евросети", падение рынка сотовых телефонов в 2009 г. спровоцировало сокращение салонов сотовой связи на территории РФ. "От значительного провала в январе рынок был спасен активным спросом потребителей импортных товаров в ожидании роста курса доллара и розничных цен. Дальнейшее падение связано с экономическими факторами, снижением уровня реального дохода населения, ростом безработицы и кризисных настроений. Дно рынок нащупал только в мае-июне, провалившись на 40% относительно показателей мая 2008 г.", - рапортует "Евросеть".
Согласно отчету, в процессе оптимизации сетей крупными ритейлерами, банкротства и ухода с рынка средних и мелких игроков в 2009 г. было закрыто около 5 тыс. салонов. На конец 2009 г. осталось примерно 15 тыс. точек, продающих мобильные телефоны, зато сокращение позволило нивелировать падение продаж на один работающий магазин до 12% (при падении рынка на 27%).
По оценке "Евросети", распределение долей основных игроков на рынке сотового ритейла по итогам 2009 г. выглядит так: "Евросеть" - 33,4%, "Связной" - 23,2%, ЗАО "Русская телефонная компания" (100% дочка МТС, управляющая салонами МТС, "Телефон.Ру" и "Эльдорадо") - 9,3%, другие игроки занимают 34,1% рынка. Таким образом, "Евросеть", "Связной" и РТК вместе контролируют 66% рынка сотового ритейла.
Руководитель отдела по связям с общественностью группы компаний "Связной" Елена Ноготкова оценила долю рынка этого ритейлера на конец прошлого года в 22% в штучном выражении. "При этом в денежном выражении мы оцениваем ее выше 23%, а в конце года она достигла 25%", - говорит Ноготкова. Пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая оценивает долю собственной розничной сети МТС в 13% в штучном выражении без учета франчайзинговых салонов. "С апреля 2009 г., когда МТС начала консолидацию розничных активов, доля рынка ее собственной розничной сети выросла с 4,9 до 13% на конец года", - отмечает она.
По данным "Евросети", средняя цена проданного в рознице сотового телефона составила 4990 руб. - на 4% ниже, чем годом ранее. Представители МТС говорят, что средняя стоимость телефона по итогам года составила "более 5 тыс. руб." и по сравнению с 2008 г. уменьшилась на 4,5%. Средняя цена трубки в "Связном" по итогам 2009 г. составила 4970 руб., а среднее количество проданных телефонов на один салон "Связной" составило 280 трубок. За год сеть реализовала 6 млн GSM-телефонов в розницу.
Согласно отчету "Евросети", рынок сотовых телефонов в РФ в 2009 г. снизился на 27% по сравнению с 2008 г., до 26,2 млн штук. В 2009 г. в Россию было ввезено порядка 27,4 млн сотовых телефонов. Переходящие остатки сезона 2009-2010 гг. больше переходящих остатков сезона 2008-2009 гг. на 1,2 млн аппаратов. "В 2010 г. благодаря постепенному восстановлению экономики и осуществлению отложенных в кризисный период покупок мы прогнозируем рост рынка на 10-11%", - говорится в отчете "Евросети".
"В 2010 г. ожидается увеличение продаж приблизительно на 10-12% по сравнению с 2009 г. - т.е. примерно 30,6 млн штук, - соглашается Елена Ноготкова. - Однако это произойдет при условии, что рынок сотовых телефонов не подвергнется существенным изменениям, связанным с вводом субсидирования телефонов со стороны операторов сотовой связи". По ее данным, восстановление рынка до уровня 2008 г. наступит в 2011 г., а падение рынка в 2009 г. составило 24,5% (в штучном выражении), - "вместо 30% и более, что прогнозировали эксперты в начале 2009 г.".
Впрочем, сами операторы не собираются отказываться от субсидирования. На этой неделе "МегаФон" объявил, что готов отдать абоненту сотовый телефон даром при покупке тарифного плана. МТС тоже ожидает роста продаж операторских телефонов. "Мы будем продолжать активно продвигать линейку брендированных телефонов МТС", - обещает Ирина Осадчая. В 2009 г. МТС внедрила опыт продажи моделей под своим брендом, и он оказался успешным: "По нашим оценкам, доля на рынке телефонов под брендом МТС в IV квартале 2009 г. составила 2% (в штуках). Телефон МТС-236 в декабре вошел в топ-10 самых продаваемых брендов на российском рынке. В ноябре-декабре доля продаж брендированных телефонов в общем объеме продаж розничной сети МТС составила 15% (в штуках)".
С точки зрения МТС, оценки "Евросети" оказались близки к тем результатам, которые получили компании по итогам 2009 г.: "Количество телефонов, реализованных на российском рынке, сократилось на 24% в числовом значении и на 27% в денежном выражении", - говорит Осадчая.
Спрос на бюджетный сегмент сотовых телефонов в прошлом году увеличивался по мере падения доходов населения: доля аппаратов с розничной стоимостью менее 2 тыс. руб. выросла в штучном измерении с 24% в начале года до 41-42% в IV квартале. Доля дорогих моделей по цене от 10 тыс. руб. снизилась в штучном измерении вдвое - с 10% до 5%.
Некоторые вендоры среагировали на изменение спроса, сместив акцент на бюджетный сегмент. Так поступила, например, финская Nokia, увеличившая долю рынка в России с 35% в 2008 г. до 37-38% в IV квартале 2009 г. При этом падение рублевого среднего ценника у Nokia было максимальным: к концу года -18% от показателя 2008 г. Компания Samsung также увеличила предложение недорогих телефонов, снизив среднюю стоимость розничных продаж на 15%. Это позволило компании показать более значительный прирост доли по сравнению с Nokia и к IV кварталу 2009 г. разделить с ней позицию лидера. Прорывом года "Евросеть" называет производителя LG, который сумел удвоить продажи и увеличить средний ценник розничных продаж на 7-8%. В результате LG вытеснил компанию Sony-Ericsson из первой тройки вендоров - Sony-Ericsson потеряла более 10% рынка.
Общий объем российского рынка рынка сотового ритейла составил $4,1 млрд, что на 45% ниже, чем в 2008 г. В российской валюте объем рынка составляет 131 млрд руб., что на 30% ниже аналогичного показателя 2008 г.
Источник: ComNews
|