МТС предлагает Минкомсвязи разработать кодекс, объединяющий все нормативные акты, регулирующие связь, СМИ и информацию. Одна из целей - устранить несоответствия между отраслевым и смежным законодательством.
О предложении МТС рассказал вчера на организованной Минкомсвязи конференции вице-президент оператора Михаил Герчук. С точки зрения юридического восприятия это должен быть документ такого же уровня, как Гражданский, Градостроительный или Земельный кодексы, сказал он. Недавно Инфокоммуникационный союз направил в Минкомсвязи доклад, содержащий в том числе это предложение, добавил "Ведомостям" вице-президент МТС по правовым вопросам Руслан Ибрагимов (МТС - один из участников союза, а Ибрагимов - руководитель проекта союза "Доктрина" по созданию инфокоммуникационного кодекса). Официальной реакции министерства, по его сведениям, пока нет.
Заместителю министра связи и массовых коммуникаций Науму Мардеру о предложении МТС известно. Отраслевое законодательство нужно менять, признает он, но сводить все нормы в кодекс очень трудоемкая задача. Ибрагимов с этим не спорит: создание кодекса может занять от года до трех. Но кодекс - акт большей юридической силы, чем федеральный закон (например, действующий закон "О связи"), и вдобавок это акт прямого юридического действия, объясняет он. Для телекоммуникационной отрасли необходимо, чтобы смежное законодательство учитывало ее особенности, продолжает Ибрагимов, а у Минкомсвязи нет прямого влияния на смежное законодательство. В результате, например, перевод земли, на которой планируется поставить вышку, из "сельскохозяйственной" категории в категорию "связи" занимает год и более, сетует он. Другой пример: Градостроительный кодекс приравнивает сооружения связи, размещенные в черте города, к особо опасным объектам, что значительно удлиняет сроки их сооружения. А банковское законодательство обязывает оператора получать банковскую лицензию, чтобы его абоненты могли оплачивать со своего мобильного счета услуги ЖКХ, штрафы и т. д. Из-за особенностей смежного законодательства операторы не могут даже продавать дотированные телефоны (снижать их цену в обмен на обещание абонента пользоваться услугами установленное время): закон о защите прав потребителя запрещает продавать товар или услугу в привязке к другой услуге, напоминает Ибрагимов.
Проблема согласования смежных законодательных актов со связистскими крайне актуальна, соглашается координатор рабочей группы по разработке законодательства при Ассоциации документальной электросвязи Алексей Рокотян. Создание кодекса - один из путей ее решения, считает он.
Ныне действующее законодательство готовилось в других условиях развития отрасли, объясняет Ибрагимов. Сейчас оно носит ярко выраженный технологический характер, а нужно, чтобы, имея лицензию на предоставление услуги, оператор мог использовать любую технологию, т. е. оно должно быть технологически нейтральным и открытым для инноваций, считает он. С этим Мардер согласен. Переход от технологичного законодательства к общеправовому регулированию повысит и качество судебных решений, считает Ибрагимов: сейчас судьям часто сложно вникнуть в отраслевое законодательство, ведь оно написано как техническая инструкция.
Впрочем, в ряде случаев судам все-таки удается разобраться в этих технических деталях. Например, в 2005-2008 гг., когда Федеральная налоговая служба пыталась доначислить операторам налоги на укрытые, по ее мнению, доходы от пропуска чужого трафика, операторам удалось успешно оспорить в суде все эти претензии. Они доказали, что отраслевое законодательство допускает взаимозачеты таких платежей.
Дорожный сервитут
Минкомсвязи и Минтранс согласовали документ о введении сервитута (ограниченного права пользования) на земли вдоль дорог, благодаря чему операторы смогут ими пользоваться - например, прокладывать там кабель и устанавливать антенно-мачтовые сооружения, сообщил вчера Мардер. Для этого им нужно будет подписать типовой договор с дорожной организацией.
Источник: ComNews
|