Наверняка каждому владельцу мобильного телефона хотя бы раз приходило SMS, якобы от оператора его сотовой сети, с предложением принять участие в SMS-викторине, забрать некий неведомый ценный приз, что ему причитается по праву, и тому подобное. По данным МВД России, каждый пятый из ста обладателей сотовых телефонов становился жертвой мошенничества. Ежегодные убытки от мобильных преступлений в мировой сотовой индустрии составляют около 25 миллиардов долларов, или 3–5% от общей суммы доходов. Отечественные же компании предпочитают не афишировать своих потерь, однако данные Всемирного форума операторов GSM по борьбе с мошенничеством гласят: причинённый ущерб составляет около 10%, а это колоссальные убытки. На другой чаше весов — потери абонентов сотовых сетей, которые никто и не берётся подсчитать. Милиция здесь практически бессильна, выявить мошенников крайне сложно, к тому же большинство из них умудряется не выходить за рамки закона, рассчитывая на невнимательность или неопытность владельца телефона.
Остановить мобильных мошенников сегодня фактически невозможно, поэтому единственное, на что остаётся рассчитывать, — это ваша собственная бдительность. Способы обмана абонентов исчисляются тысячами, однако большинство из них строятся по одним и тем же схемам. Существуют несколько популярных методов мобильного мошенничества.
1. Абоненту приходит SMS, якобы от оператора, в котором предлагается позвонить на некоторый номер и получить на свой счёт энную сумму денег. Иногда деньги действительно приходят, но при этом сам звонок обходится в разы дороже. Бывает, что человеку звонят и сообщают, что он выиграл приз от компании-оператора, но чтобы его забрать, надо купить карту оплаты и сообщить её код через SMS. После этого абоненту, как правило, сообщают, что платёж уже был активирован ранее, поэтому следует направить другой код. И так — нескончаемое количество раз. Деньги с этих карт, естественно, переходят в руки мошенника.
Иногда абоненту приходит сообщение с предложением принять участие в SMS-викторине, отвечая на вопросы которой, дескать, можно выиграть некий ценный приз. Вопросы обычно даются простейшие и в огромных количествах, чаще всего с вариантами ответа. С каждым отправленным правильным (равно как и неправильным) ответом с вашего счёта снимается определённая сумма, а на телефон приходит новое SMS с очередным глупым вопросом. Сколько бы раз вы ни ответили правильно, ни денег, ни приза вы так и не получите, вам лишь продолжат поступать новые вопросы.
Иногда вам могут предложить перейти на новый «бесплатный тариф» за небольшую сумму или перечислить деньги со своего счёта за переход на новую «технологическую платформу», и так далее. Помните, что информацию об условиях проведения различных акций, викторин и розыгрышей, проводимых самостоятельно оператором или с участием его партнёров, вы всегда можете найти на сайтах компании либо узнать, позвонив в call-центр. Поэтому, прежде чем гнаться за сомнительным выигрышем, уточните у оператора, проводится ли в данное время подобная акция.
2. Один из самых простых и распространённых случаев мошенничества: «Привет, выручай, кинь денег на этот номер, срочно, потом объясню», или «Срочно позвони мне на этот номер, не дозвонюсь. Если заблокировано, кинь 40–50 рублей, я сразу перезвоню, у меня проблема». Иногда сообщение приходит от лица «друга», «дочери», «сына», «мужа», «жены» и так далее, но смысл обычно один и тот же. Причём подобные сообщения приходят с незнакомых номеров, обратите на них внимание, обычно это номера и вовсе из других регионов. Способ борьбы с этим видом мошенничества прост: позвоните тому, от кого, как вы думаете, пришло сообщение, и уточните, всё ли в порядке, скорее всего, вы легко дозвонитесь.
3. Мошенник, под видом оператора, звонит лично и сообщает о проблемах с вашим счётом или базой номеров. По его словам, стоит вам отправить SMS или USSD-запрос на предложенный номер, как всё разрешится. Как несложно догадаться, при отправке SMS/USSD-запроса денег на вашем счету значительно поубавится. Не доверяйте подобным звонкам. Если у вас возникли сомнения, положив трубку, первым делом позвоните оператору вашей сотовой сети и опишите ситуацию.
4. Абоненту поступает звонок с неизвестного номера или сообщение с просьбой перезвонить. Он из любопытства перезванивает, как правило, звонки на такие номера тарифицируются по специальным завышенным тарифам, поэтому абонент платит за это соединение гораздо больше, чем за обычное. На подобный вид мошенничества проще всего попасться. Чтобы этого избежать, помните следующее: номера, с которых поступают такие звонки, чаще всего не похожи на стандартные или относятся к другим регионам. Будьте внимательны: если номер вам не знаком и выглядит подозрительно, вам следует позвонить вашему оператору, продиктовать его и уточнить, не завышена ли его тарификация.
5. Вы получаете SMS, якобы от оператора: «На ваш счёт переведена энная сумма денег». После этого раздаётся звонок, и вам сообщают, что деньги положили ошибочно. Здесь идёт расчёт на порядочность абонента — вам предложат оставить «переведённую» сумму на вашем счету, но возместить потерю. В таком случае, попросите перезвонить через несколько минут, а тем временем проверьте ваш лицевой счёт. Вероятнее всего, никакого нового платежа не было.
6. Вам звонят с «популярной радиостанции» и поздравляют с выигрышем ценного приза — телефона, ноутбука, холодильника, машины и т. п. Чтобы получить его, необходимо в течение минуты перезвонить непосредственно в «прямой эфир» (как ни странно, современные мошенники научились его имитировать и говорить хорошо поставленными голосами). Осенью, например, мошенники действовали под эгидой радиостанции «Европа-плюс» и оператора связи «Билайн». Вам даже предложат заказать песню. За пределами же «эфира» вам сообщают, что сначала нужно уплатить предусмотренные законом 13% с выигрыша. Чтобы не бегать по банкам, можно купить карты оплаты сотовой связи и продиктовать их коды «диджею». Когда же вы придёте на радиостанцию, чтобы востребовать выигрыш, то, как нетрудно догадаться, узнаете, что никакой конкурс и вовсе не проводился. В этом случае вам опять же следует немедленно связаться с вашим оператором. Он в курсе всех проводящихся на данный момент призовых акций.
7. Этот способ мобильного мошенничества называют «питерским», потому что именно в северной столице он чрезвычайно популярен. На ваш мобильный телефон поступает звонок с незнакомого номера, и злоумышленники сообщают вам, что ваш друг либо родственник попал в аварию, был задержан с партией наркотиков и так далее и, пользуясь вашим замешательством, либо предложат вам продиктовать код карты оплаты, чтобы он смог с вами связаться, либо попросят энную сумму денег за то, чтобы не «возбуждать уголовного дела». В последнем случае сумма выкупа может исчисляться чуть ли не тысячами долларов.
Мошенники делают ставку на то, что в стрессовом состоянии человек не будет придираться к мелочам и что их быстрые действия не оставят абоненту возможности подумать, чтобы принять правильное решение. От такого вида мошенничества особенно страдают люди в возрасте. Если вы попали в подобную ситуацию, постарайтесь не терять голову и собраться с мыслями. Задайте несколько вопросов о человеке, попавшем в беду. Собеседник либо начнет путаться, либо откажется отвечать и бросит трубку.
8. Наиболее сложный вид мошенничества — техническое. Оно позволяет с использованием современных устройств «клонировать» телефон и некоторое время удалённо совершать звонки, плата за которые списывается с мобильного счёта жертвы. Тем не менее, нет повода для сильного беспокойства: без физического доступа, по крайней мере, на несколько часов, аппарат никто не сможет «клонировать». Но если вы потеряли свой телефон, а потом нашли (или вам его вернули), тогда будьте настороже: не исключено, что у вашего телефона появится двойник.
Это наиболее известные и популярные виды мобильного мошенничества — чтобы описать все способы обмана доверчивых абонентов, не хватило бы и целой книги. Между тем, наши уважаемые операторы (МТС, «Билайн», «Мегафон», Tele2, «Скай Линк») делают всё возможное, чтобы помочь владельцам сотовых телефонов справиться с этими цифровыми напастями.
МТС призывает клиентов быть внимательнее, ориентироваться на здравый смысл, не верить в «бесплатный сыр» и перепроверять информацию и стоимость услуг или любых действий, связанных с отправкой SMS на короткие номера. Для этого компанией была введена услуга «Инфоконтент», с помощью которой можно быстро и бесплатно узнать стоимость запроса. Для этого нужно отправить бесплатное сообщение со знаком «?» на интересующий вас короткий номер и получить всю необходимую информацию о контент-провайдере, оказывающем услуги с помощью данного короткого номера (стоимость сообщения, адрес провайдера и проч.) либо SMS с текстом «XXX» на номер «2282», где «XXX» — SMS/MMS номер или интернет-адрес (wap/web), по которому вы хотите получить информацию о стоимости. Есть аналогичная услуга и у Tele2 — абонент может отправить USSD-команду «*125* короткий номер #», чтобы уточнить стоимость запроса. МТС, помимо этого, обеспечивает дополнительную защиту от мошенничества по некоторым коротким номерам, которые вызвали наибольшее число жалоб абонентов. Теперь вам при отправке SMS на данные номера перед списанием средств приходит ответное бесплатное SM5 с предложением подтвердить своё желание воспользоваться услугой и достоверная информация о её стоимости. И наконец, на сайте компании в разделе «Услуги по коротким номерам» вы также можете получить информацию о стоимости сервисов, доступных по каждому короткому номеру.
Тем временем, «Билайн» ведёт борьбу с мошенниками, главным образом, значительным увеличением размеров штрафов за сам факт мошенничества. Кроме того, компания запустила сайт www.safe.beeline.ru, который обобщает информацию о наиболее популярных схемах мошенничества, рекомендации, как не стать жертвой мошенника, а также советы, куда обратиться и какие меры предпринять, если абонент всё-таки попался на удочку аферистов. А позвонив на бесплатный автоответчик 068044, можно ознакомиться с наиболее актуальной информацией о типах мобильного мошенничества и способах защиты от них.
«Мегафон» пошёл ещё дальше. Этот оператор предлагает услугу по блокировке отправки SMS-сообщений на короткие премиум-номера за ежемесячную плату. Бесплатные сервисные короткие номера, в свою очередь, останутся доступными. Стоимость услуги — 150 рублей в месяц. Помимо этого, «Билайн», «МегаФон» и «Скай Линк» предлагают звонить в абонентскую службу или смотреть официальный сайт оператора с перечнем цен (действительно хорошая база у «Мегафона» и далеко не самая лучшая, в Excel-файле, у «Билайна»), а также уточнять информацию на сайте поставщика услуги.
Однако, на самом деле, попадётесь вы на удочку мошенников или нет, на данный момент зависит только от вас. Несмотря на всевозможные предупреждения, люди снова и снова наступают на одни и те же грабли. А мобильные мошенники этому рады. Будьте внимательны! Ни в коем случае не верьте тем, кто обещает вам что бы то ни было, если эта информация не подтверждается при звонке в call-центр оператора.
Андрей Преображенский
Источник: mediaryazan
|