18 июня 2010 г. Москва, РФ ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС — NYSE:MBT), ведущий телекоммуникационный оператор в России и странах СНГ, и ГУП «Московский метрополитен» объявляют о сотрудничестве в области развития инновационных способов оплаты проезда в метрополитене. В рамках Петербургского Международного Экономического форума компании продемонстрировали готовое технологическое решение для оплаты проезда с помощью мобильного телефона по технологии NFC1.
Новый способ расчета предполагает возможность покупки электронного билета для прохода в метрополитен через перечисление средств с мобильного счета абонента. Электронный билет загружается в память телефона и позволяет использовать телефон вместо карты оплаты для прохода в метро. Для пользования новым сервисом абоненту будет достаточно поднести телефон к считывающему устройству турникета на расстоянии 10 сантиметров.
Коммерческий запуск проекта по оплате проезда в Московском метрополитене с помощью мобильного телефона запланирован на четвертый квартал 2010 года. На территории станций метро начнут работать специальные точки, где абоненты МТС смогут приобрести внутреннюю антенну для своего мобильного телефона и настроить аппарат для получения возможности оплаты поездки в метро. Также абоненты смогут в этих точках заменить SIM-карту МТС на новую со специальным приложением, позволяющим пользоваться сервисом оплаты услуг проезда с мобильного счета или приобрести новую SIM-карту. После установки SIM-карты в меню телефона появится новый раздел, где абонент сможет выбрать и оплатить необходимое ему количество поездок.
«Одним из основных принципов работы МТС является создание инновационных мобильных услуг, которые дают новые возможности нашим клиентам и повышают качество жизни. Мы рады совместно с Московским метрополитеном предоставить нашим пользователям возможность сделать жизнь комфортнее с помощью удобной услуги — оплаты проезда в метро с помощью мобильного телефона. Мы уверены в том, что, благодаря своей функциональности и удобному интерфейсу, этот пока уникальный для России проект МТС и Московского метрополитена получит широкое распространение и в других регионах и станет еще одним шагом в развитии сервиса мобильных платежей в нашей стране», — отметил вице-президент МТС по коммерции Михаил Герчук.
«Метро — самый массовый транспорт в мегаполисе. И мы постоянно работаем над тем, чтобы он был максимально комфортным для наших пассажиров. Поэтому мы особенно рады предложить им новую удобную возможность оплаты проезда с помощью мобильных технологий. Это направление очень перспективно – мобильный телефон сегодня есть практически у всех граждан России. И мы убеждены, что наши пассажиры оценят эту возможность», - заявил начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев.
Способы тарификации оплаты проезда в метрополитене с помощью технологии NFC будут определены к моменту запуска решения в коммерческую эксплуатацию.
Интегратором проекта выступает компания Express-Card.
Информация о внедрении МТС и Московским Метрополитеном нового способа оплаты проезда с помощью телефона
МТС и Московский Метрополитен внедряют новый способ оплаты проезда с помощью телефона
МТС и Московский Метрополитен внедряют решение для оплаты проезда с помощью мобильного телефона по технологии NFC. Коммерческий запуск проекта запланирован на четвертый квартал 2010 года.
* Near Field Communication (NFC) – «ближняя связь», работающая на частоте 13,56 Мгц на расстоянии до 10 см. Технология опирается на использование специальных чипов (в т.ч. в SIM-картах) в коммуникационных устройствах. Распространенный на Западе вариант использования технологии NFC – в мобильном телефоне для управления платежами. Услуги и покупки можно оплачивать, поднеся NFC-телефон к NFC-сканеру. Скорость связи составляет 212 Кбит/с. Технология была принята как стандарт в 2003 году.
Преимущества услуги для пользователя
* Для того чтобы воспользоваться услугой, пассажиру не требуется покупать новое оборудование – специальный телефон с чипом NFC. Достаточно поменять SIM-карту на специальную, поддерживающую технологию NFC, и приобрести дополнительную внутреннюю антенну.
* Пользователю не нужно открывать банковский счет, оплата проезда производится с лицевого счета его мобильного телефона.
* По данным Московского Метрополитена, услугами столичной подземки ежедневно пользуются около 8 млн человек. В часы пик на станциях нередко образуются длинные очереди в кассы, в которых можно простоять по полчаса и даже дольше. Возможность электронной оплаты проезда с помощью мобильного телефона позволяет избежать потери времени на стояние в очередях. Кроме того, покупателю электронного билета не нужно носить при себе наличные деньги для оплаты проезда – платеж происходит с лицевого счета его мобильного телефона.
Как работает услуга
Новый способ расчета за проезд в метро – это покупка электронного билета для прохода в метрополитен через перечисление средств с мобильного счета абонента и загрузку этого билета в память мобильного телефона. Для оплаты поездки в метро абоненту будет достаточно поднести телефон к считывающему устройству турникета.
На территории станций столичного метро будут работать специальные точки, где абоненты МТС смогут приобрести внутреннюю антенну для своего мобильного телефона и настроить на аппарате функцию оплаты поездки в метро. Также абоненты смогут в этих точках заменить SIM-карту МТС на новую со специальным приложением, позволяющим пользоваться сервисом оплаты услуг проезда с мобильного счета, или приобрести новую SIM-карту. После установки SIM-карты в меню телефона появится новый раздел, где абонент сможет выбрать и оплатить необходимое ему количество поездок.
Обеспечение безопасности платежа
NFC представляет собой технологию беспроводной связи малого радиуса действия (до 10 см), в основе которой лежит принцип защищенного обмена данными по радиоканалу на короткие расстояния между электронными устройствами, сочетающими в себе функции бесконтактного считывателя и бесконтактной карты. Специальная SIM-карта, которая взаимодействует с NFC-контроллером телефона, идентифицирует пользователя и обеспечивает безопасность передачи информации. Это, в частности, означает, что замена заблокированной SIM-карты, например, после кражи телефона, не позволит новому пользователю устройства продолжать оплачивать электронные билеты в метро с лицевого счета прежнего владельца телефона.
Кроме того, для обеспечения безопасной передачи информации в SIM-карте используется приложение, которое работает по сертифицированному протоколу SWP, одобренному Европейским институтом телекоммуникационных стандартов (ETSI). Уровень безопасности транзакций с использованием NFC-технологий наивысший – из-за минимального радиуса взаимодействия устройств перехват данных мошенниками невозможен.
Зарубежный опыт оплаты проезда с помощью мобильных телефонов
Уже через несколько лет после утверждения в 2003 году стандарта на технологию NFC оплату проезда с помощью мобильных телефонов начали внедрять в европейских странах. В Великобритании эта технология используется для оплаты проезда и расчетов на АЗС с 2006 года.
С апреля 2009 года оператор О2 запустил тестовую зону в городе Плзень (Чехия), предоставив своим абонентам возможность расплачиваться с помощью мобильных телефонов за проезд на автобусе и за покупки в некоторых местных магазинах. Кроме того, в чешском метро, а также в автобусах и трамваях существует возможность оплаты проезда с помощью SMS. Пассажир оплачивает стоимость билета (она не отличается от цены билета в кассах), отправляя SMS на короткий номер. Стоимость проезда списывается с его лицевого счета. Оплатить билет таким образом можно с телефонов с SIM-картами местных операторов: T-mobile, Eurotel и Vodafone.
В мае 2010 года тестовая зона, также предусматривающая возможность оплаты проезда на городском транспорте с мобильного телефона, развернута во французской Ницце тремя национальными мобильными операторами – Orange, SFR и Bouygues Telecom.
Оператор Vodafone осуществил экспериментальный проект с испанским оператором железных дорог Renfe по оплате проезда посредством мобильного телефона с SIM картами со встроенным NFC модулем.
Телефоны используются для оплаты проезда в метро также в США и Германии. В Японии технология NFC используется в разных отраслях с 2007 года. Мобильные платежи принимает ряд японские кафе и ресторанов. Среди них и McDonald’s: абоненты мобильного оператора NTT DoCoMo могут оплачивать свои покупки в этой сети бесконтактным методом.
Внедрение бесконтактной оплаты проезда в метро в России
Система бесконтактных платежей на основе технологии NFC внедрена в России в 1999 году в виде нынешних бесконтактных билетов с радиочастотными метками (RFID) на проезд в метро. Проезд в метро также можно оплатить бесконтактным способом с помощью банковских пластиковых карт Банка Москвы, «Авангарда», Ситибанка, Альфа-банка, Росбанка и Мастер-банка. О планах внедрения системы оплаты проезда в метро с помощью мобильного телефона, привязанного к банковскому счету, в мае этого года объявил крупнейший банк России – Сбербанк.
В 2008 году проект бесконтактных платежей пытался реализовать Экспобанк совместно с MasterCard на основе технологии PayPass. Функцией PayPass может быть оснащена не только банковская карта, но и наручные часы, брелок, мобильный телефон и т.д. Однако в России эта программа не получила широкого распространения.
Первый в России тестовый проект по оплате проезда в метро с помощью мобильного телефона был реализован в 2007 году. На станции Трубная в Московском Метрополитене были проведены испытания технологии бесконтактной оплаты проезда на общественном транспорте на основе технологии NFC с помощью мобильного телефона. В тесте использовались телефоны Nokia 6131 NFC с чипом, способным обмениваться данными со считывающими устройствами в турникетах метро. В проекте также участвовала платежная система Visa. Nokia и Visa разработали специальное приложение для телефонного меню, позволяющее владельцу трубки заранее ввести номер своей кредитной карты и оплатить билет в метро.
Проект, запускаемый МТС и Московским Метрополитеном, - это первый в России коммерческий проект оплаты проезда в метро с помощью мобильного телефона на основе технологии NFC. Важное отличие от действующих систем бесконтактной оплаты проезда в метро с помощью банковских карт заключается в том, что пользователю услуги МТС не нужно открывать банковский счет, оплата проезда производится с лицевого счета его мобильного телефона. Пользователю также не требуется покупка нового оборудования - телефона с чипом NFC.
Перспективы рынка мобильных платежей
По оценкам исследовательской компании Juniper Research, мировой объем NFC-платежей в 2009 году составил $8 млрд, а к 2014 году превысит $110 млрд.
Аналитики Juniper Research прогнозируют, что к 2014 году каждый шестой мобильный пользователь будет иметь мобильный телефон с поддержкой технологии NFC. Они отмечают, что высокие темпы роста рынка NFC-платежей в ближайшие пять лет следует ожидать в северо-американском и западно-европейском регионах.
ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) является крупнейшим оператором мобильной связи в России и странах СНГ, Консолидированная абонентская база компании составляет 97,16 миллиона абонентов. Население 82 регионов России, а также Армении, Беларуси, Украины, Узбекистана, Туркменистана, где МТС и ее дочерние предприятия имеют лицензии на оказание услуг в стандарте GSM, составляет более 230 миллионов человек. С июня 2000 года акции МТС котируются на Нью-йоркской фондовой бирже под кодом MBT.
В апреле 2008 года бренд МТС стал первым и единственным российским брендом, который вошел в число ста лидирующих мировых брендов по рейтингу BRANDZ™, опубликованному Financial Times и ведущим международным исследовательским агентством Millward Brown. Дополнительную информацию о компании можно найти на сайте www.mts.ru.
Некоторые заявления в данном пресс-релизе могут содержать проекты или прогнозы в отношении предстоящих событий или будущих финансовых мероприятий Компании в соответствии с положениями Законодательного акта США о ценных бумагах от 1995 года. Такие утверждения содержат слова "ожидается", "оценивается", "намеревается", "будет", "мог бы" или другие подобные выражения. Мы бы хотели предупредить Вас, что эти заявления являются только предположениями, и реальный ход событий или результаты могут отличаться от заявленного. Мы не намерены пересматривать эти заявления с целью соотнесения их с реальными результатами. Мы адресуем Вас к документам, которые Компания посылает Комиссии США по ценным бумагам и биржам, включая форму 20-F. Эти документы содержат и описывают важные факторы, включая те, которые указаны в разделе "Факторы риска" формы 20-F, Эти факторы могут быть причиной расхождения реальных результатов от проектов и прогнозов. Они включают в себя: возможные изменения по квартальным результатам, условия конкуренции, зависимость от развития новых услуг и тарифных структур, быстрые изменения технологических процессов и положения на рынке, стратегию приобретения, риск, связанный с инфраструктурой телекоммуникаций, риск работы в России и СНГ, колебания котировок акций, риск, связанный с финансовым управлением, а также появление других факторов риска.
Источник: Пресс-служба ОАО «Мобильные ТелеСистемы»
|