Vodafone должен избавиться от миноритарных пакетов сотовых компаний по всему миру и сконцентрироваться на трех ключевых регионах - Европе, Центральной и Южной Африке и Индии. С таким заявлением выступил гендиректор телекоммуникационного холдинга Витторио Колао.
На встрече с нидерландскими сотрудниками Vodafone Колао признал, что Vodafone подобен "застрявшему на взлетной полосе лайнеру, который слишком тяжел и неповоротлив". Для того чтобы исправить ситуацию, по его мнению, надо разобраться с багажом, который холдинг накопил за более чем 10 лет экспансии. Это включает отбор и, возможно, продажу миноритарных пакетов мобильных операторов по всему миру - их стоимость исчисляется десятками миллиардов долларов, и многие акционеры настаивают, чтобы Vodafone от них избавился. "Vodafone миновал фазу, когда отрасль развивалась лишь за счет географической экспансии и мобильной связи. На нынешнем этапе нам надо больше думать о консолидации и глобальных телекоммуникациях", - сказал Колао.
Vodafone уже начал распродажу долей в иностранных сотовых компаниях, которые не контролирует. Так, на прошлой неделе Vodafone продал 3,2% акций китайской China Mobile за 4,3 млрд фунтов стерлингов ($6,6 млрд), так как за 10 лет не смог договориться с китайской компанией о партнерстве. Рассматривается и возможность продать акции американского оператора Verizon Wireless, в котором доля Vodafone составляет 45%, а также миноритарные пакеты французской компании SFR, польской Polkomtel и индийской Bharti Holdings. Правда, крупные сделки продажи, в первую очередь в Индии, могут обернуться огромными затратами на выплату налогов - недавно Верховный суд Мумбаи постановил, что Vodafone должен заплатить $2 млрд налогов в связи с покупкой контрольного пакета Hutchison Essar в 2007 г. за $11 млрд.
По мнению Колао, Vodafone следует отказаться от экспансии на развивающиеся рынки и расширить ассортимент услуг, предлагаемых в трех ключевых регионах - Европе, Центральной и Южной Африке и Индии. В частности, следует разнообразить услуги фиксированной связи, широкополосного доступа в интернет и доставки развлекательного контента (такой проект Vodafone развивает в Германии). Конкретные составляющие дальнейшей стратегии развития будут варьироваться в зависимости от страны, но конечный продукт будет один и тот же, уточняет Колао. Vodafone должен стать универсальным телекоммуникационным оператором, компанией № 1 или № 2 в каждом из этих регионов, уверен он.
Поскольку основу бизнеса Vodafone сейчас составляет передача голоса, до превращения в универсального оператора пока еще долгий путь. В Европе у британской компании на голосовую связь в прошлом году приходилось 62% доходов, на передачу данных - всего 11%.
"Великая компания"
В 2000 г. Vodafone приобрел за $181 млрд немецкий концерн Mannesmann. Впоследствии из-за переоценки его стоимости Vodafone несколько лет нес убытки. Затем были покупки в Румынии, Чехии, Турции (Telsim, $4,55 млрд) и Индии (67% Hutchison Essar примерно за $10,7 млрд у гонконгской компании Hutchison Whampoa Ltd.). "Такие покупки сделали Vodafone великой компанией", - говорил "Ведомостям" в июне 2007 г. Джулиан Хорн-Смит, бывший заместитель главного управляющего директора Vodafone.
Источник: ComNews
|