Президент российского регионального дискаунтера Tele2 Дмитрий Страшнов предложил изменить принципы частотного регулирования в России, а именно – законодательно закрепить принцип технологической нейтральности в отношении всех частотных диапазонов, перейти от оплаты частотных присвоений к плате за спектр и позволить операторам продавать частоты. Замглавы Минкомсвязи Наум Мардер раскритиковал предложения.
Вчера на конференции газеты "Ведомости" "Телеком-2011" Дмитрий Страшнов озвучил ряд идей по "повышению эффективности использования частотного ресурса" в России. Во-первых, он предлагает закрепить принцип технологической нейтральности за всеми диапазонами частот. "Ведение технологической нейтральности позволит развивать сети 3G и 4G в уже выделенных операторам полосах частот", - указал Страшнов. Вторая идея Tele2 – переход от платы за выданные операторам частотные разрешения к плате за выделенную полосу частот, что позволит "выстроить рыночные механизмы управления спектром" и "мотивирует операторов развивать сеть". В результате получить частоты и не использовать их станет невыгодно, тогда как "частоты должны работать", подчеркнул Страшнов.
Сегодня операторы, совокупно владеющие не более 58% спектра (речь идет о частотах 900, 1800, 2100 МГц и 2,5-2,7 ГГц), по расчетам Tele2, формируют почти 100% платежей в бюджет, что составляет 16 млрд руб. Это "большая тройка", Tele2, "Ростелеком" и региональные GSM-операторы. "В настоящее время платят операторы, которые развивают сети. Чем больше покрытие сети, ее емкость, тем больше частотных присвоений. Если посмотреть на всех плательщиков, в совокупности они занимают не более 58% частного ресурса, доступного для построения сетей мобильной связи, - рассуждает Страшнов. – Остается еще 42% спектра, которые не оплачиваются или оплачиваются по минимальным ставкам. Это около 10 млрд руб., которые могли бы уже поступать в бюджет". Дмитрий Страшнов обратился к опыту Дании, где с января 2010 г. введена ежегодная базовая ставка 39 евро за МГц плюс оплата в зависимости от коммерческой привлекательности и охвата.
В то же время Tele2 предлагает разрешить операторам продавать полученные частоты: если оператор видит, что частот у него больше, чем нужно, и не видит необходимости платить за избыточный спектр т.к. может "уместиться" и на меньшей полосе, он может их продать. Таким образом, сформируется вторичный рынок, что увеличит число игроков, убежден глава российского Tele2. Наконец, с его точки зрения, целесообразно перейти "от конкурсов к аукционам для новых диапазонов как к наиболее прозрачной форме торгов".
Заместитель главы Минкомсвязи Наум Мардер подверг критике предложения Tele2. "Частоты не есть предмет хозяйственного оборота в отличие от нефти", - указал чиновник, напомнив, что спектр представляет собой государственный ресурс. Кроме того, по его словам, неясно, кто и по каким критериям в таком случае должен оценивать стоимость частот. В случае введения перепродажи частот придется менять все законодательство в области связи, а такие инициативы, по словам замминистра, реализовывать намного сложнее, чем выступать с подобными заявлениями. Идеи перехода от конкурсов к аукционам и введение принципа технологической нейтральности также вызывают у Наума Мардера "массу опасений". Между тем, днем ранее Наум Мардер заявил с трибуны конференции "Эволюция сетей мобильной связи – LTE Russia & CIS 2011": "Необходимо координировать применение техники, чтобы наша телекоммуникационная сеть не превратилась в лоскутное одеяло, поэтому следует осторожно применять принцип технологической нейтральности".
Тем временем в ряде стран уже разрешена перепродажа частот. Англия стала первой страной, юридически разрешившей продажу частот: первая сделка состоялась в 2006 г., к 2008 году совершено 24 такие сделки. Согласно презентации Страшнова, после разрешения перепродажи частот в 1998-2007 гг. в Австралии было совершено 397 сделок, а во Франции в 2006-2008 гг. – 11 сделок.
Источник: ComNews
|