Компания J’son & Partners Consulting опубликовала результаты обновленного исследования российского и мирового рынков мобильного контента, мониторинг которого проводится компанией с 2006 года.
В отчете говорится, что мировой и российский рынки мобильного контента вступают в новую стадию развития. В течение нескольких последних лет здесь испытывался недостаток новых идей, моделей и форм взаимодействия с потребителем. Все участники находились в поисках killer application, на роль которого предлагались в свое время и java-игры, и RBT. Сейчас же становится ясно, что рынку мобильного контента как рынку сервис-провайдеров приходит на смену новая модель, где основными точками роста будут мультиплатформенные решения операторов и магазины приложений. Эко-системы мобильных устройств (iOS, Android и их магазины приложений) постепенно меняют картину.
Пока еще большая часть контента продается по старой модели, но тренд очевиден: пользователей привлекает качество контента и большое количество независимых поставщиков. Кроме того, короткие цепочки формирования стоимости и более прозрачные бизнес-модели («разработчик – магазин контента – пользователь» и «правообладатель – мультиплатформенный портал оператора» вместо прежней модели «разработчик – правообладатель – агрегатор/сервис-провайдер – оператор») сокращают стоимость продукта и позволяют пользователю четко понимать, кому он перечисляет деньги. Также немаловажную роль играет активность независимых разработчиков, которые увидели для себя возможность заработать на ранее практически закрытом рынке.
Согласно исследованию, в 2010 году рынок в России показал очень хорошие темпы роста – 26%. Схожие темпы продемонстрировала только одна страна – Индия. Это объясняется некоторым отставанием растущих рынков России и Индии от достаточно давно сформировавшихся рынков стран Европы, Северной Америки и Юго-Восточной Азии, из числа которых самый большой прирост по итогам 2010 у Германии – 19%. Канада и США показали более скромные результаты – 16% и 14% соответственно. Еще медленнее растут рынки Юго-Восточной Азии: Япония демонстрирует 11% рост, Китай и Южная Корея – по 9%.
Тенденцию к изменению модели потребления хорошо иллюстрирует возросшая на российском рынке доля приложений, приобретенных через магазины Apple AppStore и Android Market. В 2009 году доля таких приложений, приобретаемых пользователем напрямую в магазинах контента AppStore и Android Market, не превышала 6%. В 2010 году этот сегмент продемонстрировал двукратный рост и составил уже 12%.
Из «традиционных видов» мобильного контента главным по-прежнему остается RBT – 41%. RBT вместе с сегментом mp3 и рингтонов занимает практически половину рынка. Вторым по объему сегментом стали java-игры – 20%. И замыкает тройку лидеров сегмент контента магазинов приложений – 12%. Также значительный рост в 2010 году продемонстрировал сегмент мобильного телевидения – 6%.
Рынок сегодня состоит из трех сегментов: контент, который продается по прежней «сервис-провайдерской» модели, контент, который приобретается через операторские мультиплатформенные решения, и контент, приобретаемый в магазинах приложений. По прогнозам J’son & Partners Consulting, одним из главных драйверов роста рынка мобильного контента останется развитие магазинов приложений мобильных эко-систем. Кроме того, операторы будут стараться активно продвигать свои мультиплатформенные сервисы (такие, как портал «МегаФона» «Трава» и «Омлет» МТС). Доля сервис-провайдеров на этом рынке будет сокращаться.
Описанные тенденции приведут к тому, что в 2012 году доля контента, продаваемого по новой модели через мультиплатформенные решения операторов, достигнет 26%. Сам же рынок доступа к контенту с «маленького экрана» все больше и больше будет походить на рынок потребления контента в Интернете. По мнению J’son & Partners Consulting, в 2012 году доли видов контента распределятся следующим образом: контент магазинов приложений вырастет до 29% за счет роста платформ Android и Apple, cегмент видео вырастет до 8%, а сегмент мобильного телевидения и VoD – до 12% благодаря активности операторов и росту продаж через мультиплатформенные контентные решения. Также станет заметным новый вид контента - музыка, продаваемая через этот операторский канал, его доля достигнет 7%. Количество контента, продаваемого по прежним каналам, останется примерно на уровне 2010 года, но доля «традиционных» продуктов снизится: RBT займет 23%, а java-игры – 11%.
В целом J’son & Partners Consulting выделяет следующие тенденции на рынке мобильного контента в Роcсии до 2015 года:
увеличение доли контента магазинов приложений мобильных эко-систем; развитие операторами мультиплатформенных контентных решений, ориентированных как на мобильную, так и на интернет-аудиторию; сокращение доли сервис-провайдеров; дальнейшая конвергенция мобильного и интернет-пространств не только с точки зрения медийного, но и с точки зрения контентного потребления.
Источник: CyberSecurity
|