Третья по величине компания по продаже мобильных телефонов в Украине - "Евросеть" - решила отказаться от открытия новых точек. Низкая рентабельность бизнеса по сравнению с российским рынком делает работу в Украине невыгодной, объясняют в компании. Фактически "Евросеть" теряет позиции последние несколько лет - еще по итогам 2009 года она занимала первое место по числу точек, отмечают эксперты.
"Евросеть" отказалась от активного развития в Украине, рассказал "Ъ" президент компании Александр Малис. "В ближайшем году мы не планируем открывать новые торговые точки. Сосредоточимся на повышении эффективности сети, в том числе за счет закрытия убыточных точек",- отметил господин Малис. Сейчас у "Евросети" около 170 магазинов в Украине. Сколько из них планируется закрыть, в компании не уточняют.
В момент выхода на рынок компания агрессивно наращивала долю, говорит господин Малис: "Мы брали все помещения, не обращая внимания на стоимость аренды. Так работали все". С 2004 года, когда компания начала работать в Украине, "Евросеть" инвестировала около $75 млн. Но уже в 2009 году она стала закрывать нерентабельные точки. "Наибольшее сокращение пришлось на лето 2010. Тогда мы закрыли около 150 салонов, в основном те, у которых была высокая ставка арендной платы",- поясняет Александр Малис. В результате, если еще по итогам 2009 года "Евросеть" занимала лидирующие позиции по количеству магазинов в Украине (275 салонов), то сейчас она на третьем месте после "Алло" (480) и "Мобилочки" (397). Стратегия "Евросети" в Украине начала меняться после смены собственников в 2008 году, отмечают участники рынка. Основатели компании Евгений Чичваркин и Тимур Артемьев продали "Евросеть" предпринимателю Александру Мамуту, а тот впоследствии продал 49,9% сети "Вымпелкому" с опционом еще на 25%. "Даже когда рынок восстанавливался после кризиса, "Евросеть" не открывала точки и не увеличивала затраты на рекламу, как делали ее конкуренты",- отмечает представитель одного из вендоров на правах анонимности. По мнению директора по маркетингу сети "Цитрус Дискаунтер" Владимира Шолоденко, "Евросеть" не адаптировалась к новым тенденциям рынка. "К 2008 году в сегменте недорогих мобильных телефонов произошло насыщение, и многие сети переориентировались на высокомаржинальные товары - смартфоны и аксессуары. У "Евросети" они долгое время занимали незначительную долю",- утверждает он.
Очевидно, новые владельцы пришли к выводу, что лучше сосредоточиться на развитии в России, где при меньших усилиях можно получить большую прибыль, предполагает источник в одной из розничных сетей. В "Евросети" также говорят, что рентабельность бизнеса в Украине ниже, чем в России. Кроме того, за последние два года "Евросеть" ушла с рынков Армении, Казахстана и Киргизии. По словам господина Малиса, показатель EBITDA margin на остальных рынках присутствия компании превышает 10%, тогда как в Украине он существенно ниже.
После сокращения сети изменилась схема работы компании с поставщиками. По словам участников рынка, "Евросеть", в отличие от большинства ритейлеров, теперь не работает с производителями напрямую. "Последние годы компания покупает товар у дистрибуторов. Естественно, это увеличивает для нее стоимость товара",- говорит менеджер одного из вендоров на правах анонимности. Но в "Евросети" уверяют, что стоимость продукции в сети расти не будет. "Цены мы будем удерживать за счет заключения договоров с поставщиками в России, где мы - крупнейшие клиенты",- объясняет господин Малис.
Украина больше не является приоритетным рынком для "Евросети", констатирует менеджер одной из ее компаний-партнеров. Доля подразделения в общей выручке по итогам 2010 года составила всего 1,1% (выручка всей компании около $2,14 млрд). Но полностью уходить с рынка "Евросеть" не планирует. "Мы хотим оставить площадку и сохранить специалистов. Развиваться в Украине мы начнем тогда, когда изменится деловая среда. Думаю, это будет через несколько лет, когда на рынке начнется консолидация",- говорит Александр Малис.
Источник: ComNews
|