Схемы мобильного мошенничества год от года становятся все изощреннее, утверждают операторы сотовой связи. Несмотря на множество мер, предпринимаемых «большой тройкой», число пострадавших от злоумышленников, остается весьма высоким. Но есть и плюсы — если раньше россияне молчали о своих проблемах и про себя ругали недобросовестных операторов, которые «воруют деньги со счета», то теперь они обращаются к операторам за разъяснениями и компенсациями. Число обращений, связанных с фактами и попытками мобильного мошенничества, поступивших от абонентов к компании «МегаФон» за первые шесть месяцев текущего года достигло 32 тысяч. Такие данные представил сам оператор. Это больше, чем за первые два квартала прошлого года, когда в адрес «МегаФона» поступило 26 тысяч «сигналов» от граждан. Больше всего жалоб — около 20 тысяч — касаются мошеннических действий со стороны третьих лиц. 8 тысяч обращений связаны с излюбленными мошенниками «короткими» номерами. Кстати, число случаев использования «коротких» номеров выросло по сравнению с первым полугодием 2010 года на 15 процентных пунктов — с 10 до 25% от всех случаев мошенничества. Если в прошлом году к самым популярным видам мобильного мошенничества относились всевозможные «блокировщики» ПК, требующие отправить платное SMS, то в этом году злоумышленники «хитрят» с указанием стоимости услуг (например, SMS) или подписывают абонента на ненужные сервисы. Разнообразные «открытки», «подарки» и спам от контент-провайдеров также по-прежнему в ходу. С ростом популярности социальных сетей и распространением мобильных приложений увеличивается и число случаев мошенничества, связанных с ними. Это если не вспоминать о всевозможных троянцах, которые могут следить за абонентом и отсылать его персональные данные неведомо куда.
Сообщения типа «Мама, я в беде, положи на этот номер 200 рублей» — далеко не самый изощренный способ «развода» абонентов на деньги. Сегодня мошенники обещают наивным абонентам все что угодно — от мобильных приложений, способных читать мысли на расстоянии, до супер-бонусов, подарков и бесплатного безлимитного Интернета за один переход по ссылке. Правда, чтобы получить все эти блага, абоненту потребуется «кликнуть» по двум-трем ссылкам или отправить несколько SMS. Результат — минус 300-900 рублей на счете. И это в лучшем случае.
Операторы же, со своей стороны, продолжают бороться с мошенниками различными способами. Все также в ходу штрафы для недобросовестных контент-провайдеров. Продолжается просветительская работа с абонентами. По словам руководителя департамента «МегаФона» по борьбе с мобильным мошенничеством Сергея Хренова, сайт «Безопасное общение», созданный для информационной поддержки абонентов, ежемесячно посещает около 100 тысяч человек. На данном ресурсе оператор размещает полезные советы и принимает жалобы на мошенников от абонентов. Что касается компенсаций пострадавшим абонентам, то в этом вопросе произошел некоторый сдвиг. Если раньше людям, потерявшим деньги из-за мошенничества с использованием «коротких» номеров, приходилось обращаться к оператору и ждать около месяца, пока пройдет расследование, то теперь действует иная схема. «МегаФон» возмещает средства автоматически, если выявлен факт мошенничества, даже если абонент не обращается с требованием компенсации. По утверждению оператора, в первом полугодии он вернул абонентам, пострадавшим от мошенничества с «короткими» номерами, 2 млн рублей. Для сравнения — за весь прошлый год «МегаФон» по итогам служебных расследований выплатил всего 1,5 миллиона рублей компенсаций. Как сообщили BFM.ru в компании «ВымпелКом» (оказывает услуги сотовой связи под маркой «Билайн») данные о компенсации их абонентов отдельно не считаются, так как значительную часть возвратов делают ее партнеры. «Возвраты по индивидуальным мошенничествам, когда абонент попадается на обман и перечисляет деньги другому абоненту, оператор возвращает, если на счете мошенника есть средства», — пояснила пресс-секретарь «ВымпелКома» Анна Айбашева. По ее словам, в первом полугодии в компанию обратилось с жалобами и информацией о попытках мошенничества 130 тысяч абонентов. «Автоматически деньги возвращаются в тех случаях, когда СРА-партнер зафиксировал на коротком номере мошенничество на определенном префиксе и когда возможно технически определить, что мошеннический сервис начал работать. В остальных случаях деньги возвращаются по заявлению от абонента при тщательном анализе ситуации», — рассказала Айбашева. «ВымпелКом», как и его конкуренты, заявляет об активной работе по борьбе с мобильным мошенничеством. В списке проводимых мероприятий оператор перечислил информационно-просветительскую работу с абонентами и партнерами, введение «разумных технических ограничений для продуктов и услуг», установку спам-фильтров и т.п. Кроме того, как и коллеги по рынку, оператор предоставляет абонентам возможность создавать списки запрещенных и разрешенных номеров. Кроме того, пресс-секретарь «ВымпелКома» сообщила, что бороться с мошенниками помогают различные партнерские программы. «Весной этого года в партнерстве с «Лабораторией Касперского» мы запустили программу обмена информацией о номерах, зафиксированных в вирусных рассылках, что позволяет оперативно блокировать эти номера. После введения этой меры, количество обращений уменьшилось в 3 раза», — рассказала она. В МТС также действует комплексная программа по борьбе с мошенничеством, благодаря реализации которой с начала года число обращений пострадавших абонентов сократилось на треть. «В первом полугодии 2011 года специалисты МТС обработали около 30 тысяч претензий, причем 93% из них были рассмотрены положительно, абонентам потерянные средства возвратили. Общий объем компенсаций с начала года составил около 1,5 млн рублей», — рассказала BFM.ru пресс-секретарь МТС Валерия Кузьменко. В течение последнего года МТС выявила и заблокировала примерно 500 мошеннических префиксов на коротких номерах. По требованию оператора было заблокировано более 200 интернет-сайтов. В целом операторы считают, что штрафные санкции к контент-провайдерам, работа информационных ресурсов и горячих линий, а также сотрудничество с правоохранительными органами положительно влияют на ситуацию. Однако самим абонентам операторы советуют проявлять большую бдительность, ведь далеко не каждый случай мошенничества удается вовремя установить. Кстати, жертвами мобильных мошенников, как правило, становятся самые незащищенные группы граждан — дети и пожилые люди, которые теряют деньги из любопытства или по наивности.
Источник: bfm
|