Информационно-аналитическое агентство TelecomDaily подвело итоги исследования, посвященного особенностям использования услуг международного роуминга у абонентов «большой тройки»: МТС, «Билайн» и «МегаФон».
Исследование проводилось в начале июня 2012 г., когда представители агентства опрашивали возвращающихся из поездок российских абонентов в международных зонах прилета в нескольких аэропортах: Шереметьево и Домодедово (Москва) и Пулково (Санкт-Петербург). Всего было опрошено 1953 человека. Основные направления рейсов, пассажиры которых участвовали в исследовании, соответствовали интенсивности выездного турпотока: абоненты возвращались из стран Европы, Турции, Египта и Тайланда. Данные опроса не касаются бизнес-сегмента, который будет изучен отдельно во второй половине 2012 г.
Проведение опроса непосредственно в точках прилета позволило получить информацию сразу после того, как услуги были оказаны абонентам, то есть «по горячим следам». Кроме того, важно было отследить фактические, а не предполагаемые сценарии использования услуг.
В процессе анализа результатов было принято решение разделить выезжавших за рубеж абонентов на две группы – посетивших страны «пляжного отдыха» (Турция, Болгария, Хорватия и т.п.) и «экскурсионного» (Великобритания, Германия, США и т.п.), поскольку сценарии использования услуг роуминга среди выезжающих в разные группы стран оказались различными.
Респондентам задавались следующие вопросы:
- В какой стране были, какова длительность поездки? - Пользовались ли роумингом? Если да, то какого оператора? - Подключали ли какие-то тарифные опции? - Если да, то какие? Если нет, то почему? - Какая сумма была потрачена на связь?
Распределение абонентов по операторам примерно соответствует рыночной доле каждой из сотовых компаний. Исключение – оператор Tele2 в Петербурге, абоненты которого меньше путешествуют (среди абонентов Tele2 выше доля студентов, пенсионеров, других представителей небогатых слоев населения).
Примерно 38% опрошенных хоть и берет телефон с собой, но не пользуется им, выключая или используя в качестве фотоаппарата, будильника и пр. При этом в среднем 52% туристов пользуется своим телефоном в роуминге, здесь и наблюдается значительная разница между пляжными и экскурсионными странами: среди выезжающих в первую группу стран «роумеров» всего 36%, в то время как среди путешествующих с экскурсионными целями – сразу 87%.
Туристические SIM-карты использует 3% выезжающих (полгода назад, по данным «Билайна», их число достигало 4-5%), 5% приобретает местные SIM-карты, еще 2% предпочитает прочие альтернативные способы связи (VoIP, в т.ч. сервис «МегаФона» «Мультифон», через зоны с бесплатным или платным Wi-Fi, а также таксофоны, переговорные пункты, звонки из гостиницы).
Средние затраты на роуминг составляют порядка 150 руб. в день. В странах экскурсионного отдыха при средней продолжительности поездки 5 дней роумингом пользуется 87% выезжающих, тратя на связь около 215 руб. в день. Из них 2% абонентов пользуется услугами мобильного интернета. Как правило, в этих странах абоненты держат телефон постоянно при себе. В странах пляжного отдыха при средней продолжительности поездки 11 дней роумингом пользуется, как упоминалось, 36% выезжающих, тратя на связь в среднем 95 руб. в день. При этом даже у тех, кто пользуется роумингом, телефон большую часть времени остается в гостиничном номере. Мобильным интернетом в этой группе пользуется 3% роумеров.
Аргументы абонентов, не пользующихся роумингом: «я вообще мало разговариваю»; дороговизна; непрозрачность тарифов; негативный опыт; наличие альтернативных способов связи.
Целевая аудитория демонстрирует хорошую информированность относительно тарифов и тарифных опций своих операторов, однако значительная часть абонентов пользуется роумингом по базовым тарифам. Поэтому операторам следует продолжать работу по информированию абонентов, считают в TelecomDaily. Округляя данные по числу абонентов, не пользующихся роумингом вообще, можно сделать вывод, что порядка 50% всех абонентов (по всем оператором), выезжающих за границу, не использует услугу международного роуминга.
38% абонентов МТС пользуется опциями (при этом 19% не помнит название), 13% пользуется роумингом без опций. У «МегаФона» 43% абонентов пользуется роумингом без опций (у оператора «скидка» по роумингу уже включена в базовый тариф) , 6% пользуется роумингом с опциями. 28% абонентов «Билайна» пользуется роумингом с опциями (из них 7% помнит название), 26% пользуется роумингом без опций.
Источник: CNews
|