Федеральная антимонопольная служба (ФАС) по-прежнему считает услуги международного роуминга сверхдоходной услугой операторов. Несмотря на то что "большая тройка" и Tele2 заметно снизили цены на роуминг в ряде стран, ФАС считает ценообразование на эти услуги нерыночным. По подсчетам службы, рентабельность связи за границей достигает 85%. Сами операторы утверждают, что прибыльность "роумеров" намного ниже.
Цены на услуги международного роуминга не основаны на реальных затратах и сильно завышены, заявил замглавы ФАС Анатолий Голомолзин на заседании с представителями антимонопольных органов Турции, Азербайджана, Белоруссии, Казахстана и Украины. По оценке ФАС, валовый доход по обслуживанию гостевых абонентов (зарегистрированных в сетях зарубежных операторов) достигает 85% от роуминговых платежей. "Если вопросы связи с использованием роуминга на пространстве СНГ и в направлении стран Европы урегулированы в большей степени, то в направлении других регионов есть необходимость дополнительной координации усилий антимонопольных органов", — отмечает замглавы ФАС. "Поскольку россиян за рубеж выезжает больше, чем иностранцев приезжает в Россию, зарубежным операторам невыгодно идти на симметричное снижение цен", — отмечает источник РБК daily на рынке телекоммуникаций. Они определяют политику ценообразования роуминговых услуг, добавляет он.
Среди мер по развитию конкуренции операторов рабочая группа обозначила и защиту абонентов от "шоковых" счетов: при предельно высоких счетах за услуги роуминга оператора обяжут спрашивать согласие абонента на дальнейшее пользование. Пока операторы лишь предупреждают клиентов о больших расходах в роуминге эсэмэсками. Так, абоненты "ВымпелКома" с постоплатной системой получают предупреждение о начислениях за мобильный Интернет в роуминге в 10 тыс. и 30 тыс. руб., пользователей предоплатных тарифов оповещают о расходах более 2 тыс. руб. в сутки. МТС позволяет в режиме реального времени следить за расходами на связь. "Если получение согласия станет обязательным требованием, то на его выполнение потребуется много времени и средств", — отмечают в Tele2.
За последний год стоимость услуг международного роуминга снизилась в несколько раз по всем популярным направлениям поездок россиян, комментирует представитель "ВымпелКома" Анна Айбашева. При этом рентабельность этих услуг намного ниже цифр, приведенных ФАС, отмечает она.
"Нас радует, что стоимость услуг роуминга при использовании тарифных опций "Мультпасс" и "Соблазнительный роуминг" практически сравнялась с ценами внутри Евросоюза, к чему мы вместе с ФАС стремились. Дальнейшие свои усилия планируем направить на снижение стоимости услуг передачи данных в роуминге", — добавляет г-жа Айбашева. Реальная рентабельность роуминга у Tele2 существенно ниже 85%. Стоимость роуминга складывается из двух составляющих — затрат на интерконнект и цены, выставленной партнером по роумингу. Но есть и серьезные скрытые затраты — на процедуры предотвращения мошенничества, на обмен биллинговыми данными с роуминговым партнером и т.д. Собственные затраты у всех российских операторов примерно одинаковы, а вот цены партнеров могут различаться на порядки. Поэтому и рентабельность у разных операторов и даже у одного оператора в разных странах "плавает" в широких пределах.
Мы рассматриваем все направления и инструменты для снижения цен в международном роуминге, ведем переговоры с регулирующими органами в первую очередь стран СНГ при поддержке российского регулятора, ответили в пресс-службе МТС. "МТС предлагает бесплатные входящие звонки в роуминге, несмотря на то что мы оплачиваем этот трафик зарубежным партнерам. Компенсировать стоимость позволяют растущий спрос на другие услуги связи в роуминге и рост пользователей связи за границей в принципе", — отмечают в компании.
"В сетях европейских операторов наша цена ниже порога, установленного европейским регулятором (29 евроцентов). В целом наши роуминговые тарифы в Европе ниже, чем тарифы европейских операторов, установленные для роуминга в России", — комментируют в пресс-службе Tele2. Дальнейшее снижение цен будет идти по более "узким" и наиболее востребованным направлениям, добавляют в компании.
Предлагаемый ФАС принцип "зарабатывать за счет увеличения объема потребления, а не высоких тарифов" реализован на практике, считают в "МегаФоне". "Уже в середине лета аудитория пользователей услуг роуминга в Европе превысила 1,2 млн клиентов. "МегаФон" после введения базового тарифа на европейский роуминг наблюдает рост трафика передачи данных в пять раз и объема звонков — в среднем в два-три раза по итогам последнего полугодия", — поясняют в пресс-службe.
Следующие после Европы цели — популярные маршруты в Юго-Восточную Азию.
Источник: ComNews
|