Федеральная антимонопольная служба (ФАС) прекратило дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении трех крупнейших сотовых операторов — МТС, «Вымпелком» (торговая марка «Билайн») и «Мегафон». Дело было возбуждено осенью в связи с мошенничеством с так называемыми «короткими номера», которые операторы выделяют сторонним контент-провайдерам для оказания дополнительных платных услуг.
Сначала дело было возбуждено управлением ФАС по Северо-Западу, вслед за чем обнаружилось, что выявленные нарушения распространены по всей России, и дело было передано в центральный аппарат антимонопольной службы. В рамках дела ФАС запрашивала у абонентов информации о случаях мошенничества, примерах информирования операторами о предоставлении платных сервисов и ответов абонентских служб на соответствующие жалобы.
По итогам рассмотрения ФАС не обнаружила нарушений в деятельности «Мегафон». Что же касается «Вымпелкома» и МТС, то они договорились добровольно устранить выявленные нарушения, в связи с чем дело в отношении них также было закрыто.
«ФАС обнаружила, что внутренние правила предоставления контент-услуг в МТС и «Вымпелкоме» отличаются от правил «Мегафона», - пояснил CNews источник, знакомый с материалами дела. - Это создает почву для недобросовестной конкуренции. Чтобы избежать наложения оборотного штрафа, МТС и «Вымпелком» согласились изменить свои правила по примеру «Мегафона».
Представители МТС сообщили, что компания реализовала ряд дополнительных мер по борьбе с мобильным мошенничеством, которые позволят обеспечить баланс между безопасным доступом к контенту и оказанием социально-полезных сервисов. А «Вымпелком», в свою очередь, разработал новый регламент предоставления информационно-развлекательных и справочных услуг, который описывает правила предоставления и отключения таких сервисов, а также порядок рассмотрения жалоб.
В частности, как пояснила пресс-секретарь «Вымпелкома» Анна Айбашева, теперь платная услуга может быть подключена только в случае совершения абонентом активного действия. Это означает, что практика массового подключения дополнительных платных услуг без спроса абонента будет невозможна. Типичная схема подключения выглядела так: абонентов информировали, что им бесплатно подключена некая услуга (например, «замени гудок»), а после окончания тестового периода она автоматически будет переведена в платный режим.
Чтобы избежать перехода в платный режим, абонент должен совершить некое действие по отказу от услуги. Многие абоненты таких действий не совершали и оказывались подписаны на платные сервисы, которых они не заказывали. В ряде регионов ФАС и другие надзорные ведомства уже наказывали сотовых операторов за такую практику, теперь же операторы сами приняли обязательство не работать по такой схеме.
Другое изменения касается подписок на сервисы сторонних контент-провайдеров. Обычная мошенническая схема выглядит следующим образом: на некоем интернет-сайте абоненту предлагается ввести номер своего сотового телефона для регистрации. Затем на этот номер приходит SMS-сообщение с кодом, после ввода которого абонент оказывается подписанным на услугу соответствующего контент-провайдера.
Но информация о том, что своими действиями абонент оформил платную подписку, написана на сайте внизу мелкими буквами, и вероятность того, что пользователь это увидит, близка к нулю. Более того, на мошеннических сайтах, как правило, отсутствует полезный контент, так что после регистрации абонент забывает об этом ресурсе и может обнаружить факт подписки только в случае, если он просмотрит список подключенных услуг.
Теперь МТС и «Вымпелком» будут осуществлять подписки на услуги сторонних контент-провайдеров централизованно. «Изначально подписки тарифицировались путем отправки платных входящих SMS, что теоретически позволяло недобросовестным партнерам навязывать услугу любому абоненту, - говорит эксперт рабочей группы комитета Госдумы по СМИ, ИТ и телекоммуникациям Денис Маймистров. - Сейчас же операторы внедрили специализированные платформы, которые перекрыли прямое взаимодействие для партнера с абонентом. Активация и тарификация подписок теперь осуществляется самим мобильным оператором, а партнер отвечает только за маркетинг и наполнение услуги».
Операторы поработали и над корректной формой уведомлений о подписках. Еще в прошлом году абоненты МТС и «Вымпелком» при оформлении услуги стороннего контент-провайдера стали переадресоваться на сайт оператора, где им демонстрируется специальная «landing page» с информацией об условиях подписки. «Мегафон» внедрил подписки позже других операторов и также обеспечил поддержку «landing page».
Кроме того, абонентам «Вымпелкома» перед оформлением подписки будет приходить SMS от самого оператора с информацией о цене услуги и названия контент-провайдера, Ранее в SMS-сообщении вместо цены указывался номер справочной службы контент-провайдера, по которому эту цену можно узнать. Рядом с номером телефона писалось слово «бесплатно»: имелось ввиду, что звонок на этот номер бесплатен, однако абонент мог воспринять это так, будто сама услуга является бесплатной.
У МТС же информация о цене подписки ранее уже включалась в SMS-сообщение. Также теперь у МТС все контент-подписки будут осуществляться с единого короткого номера.
Наконец, «Вымпелком» изменил договора с контент-провайдерами. Теперь доступ к их услугам и доставка контента будут осуществляться самим оператором, он же будет заниматься разбором претензий абонентов. Это означает, что оператор более не будет в ответ на жалобы своих абонентов отвечать, что он не несет ответственности за работу сторонних контент-провайдеров.
Источник: CNews
|