Правительство обязало операторов отчитываться перед силовиками о чужих абонентах. Сотовые компании обещают хранить данные об ушедших клиентах три года.
В связи с отменой "мобильного рабства" в России правительство обязало операторов сотовой связи с 1 декабря предоставлять спецслужбам информацию об абонентах, ушедших к другому оператору с сохранением номера.
Как известно, с 1 декабря 2013 года у россиян появится возможность смены сотовой компании без изменения номера телефона (Mobile Number Portability, MNP). Это потребовало изменения регулирования отрасли. Постановлением правительства в правила взаимодействия операторов с уполномоченными госорганами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, внесен новый пункт. Компания, от услуг которой абонент уже отказался (но сохранил когда-то выданный номер), должна предоставлять информацию об этом клиенте и о том, к какому оператору он перешел на обслуживание.
— Это позволит службам знать о перемещении абонента между сетями. На наш взгляд, вносимые изменения не противоречат действующему законодательству по охране персональных данных, — говорит пресс-секретарь "МегаФона" Юлия Дорохина.
Информацию о бывших клиентах госорганы смогут получить, если обратятся к оператору не позднее чем через три года с момента расторжения контракта, уточняют в "ВымпелКоме".
— Оператор должен будет хранить информацию, к какому оператору перешел номер, ранее принадлежащий ему. Данное требование вводится в связи с предстоящей реализацией MNP и никак не затрагивает права субъектов персональных данных, — разъясняет пресс-секретарь "Билайна" Анна Айбашева.
В МТС подтверждают информацию коллег, но добавляют, что оператор имеет право уничтожить персональную информацию о бывшем абоненте и раньше, чем через три года. Этот срок не прописан в российских законах.
— Закон "О персональных данных" не предписывает четких сроков хранения информации об абонентах. Обычно операторы хранят ее три года с момента расторжения договора: это срок давности, который определен Гражданским кодексом по возможным спорам с абонентом. По истечении этого срока мы исключаем абонента из базы данных и не можем предоставить информацию о нем, — добавляет пресс-секретарь МТС Ирина Агаркова.
Принцип MNP действует в большинстве стран Европы. В России сотовые операторы долгое время называли его неприоритетным и не слишком интересным для абонентов. Они утверждали, что услугой смены оператора без смены номера воспользуется не более 3% клиентов. О необходимости внедрения этого принципа на государственном уровне впервые высказался Дмитрий Медведев в период своего президентства. Внедрением MNP занялось новое руководство Минкомсвязи РФ. По мнению аналитиков, сменить оператора, не меняя телефонный номер, захотят до 15% абонентов российских сотовых операторов.
1 декабря названо крайним сроком, к которому операторы должны обеспечить готовность всей инфраструктуры к внедрению MNP. Но на прошлой неделе министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров заявил, что операторы боятся не успеть закончить работу в срок. Пока в министерстве не видят оснований менять дату введения MNP в России.
Источник: ComNews
|