По оценкам J’son & Partners Consulting, до середины 2013 года примерно 70% входящего А2Р-трафика операторов составляли SMS-уведомления от банков. Остальной объем сообщений приходился в основном на рекламные и информационные рассылки торговых сетей, интернет-магазинов, автоперевозчиков, предприятий услуг, электронных платежных систем. При этом значительная часть рекламного трафика приходилась на спам. За счет его роста доля банковского трафика снизилась к 4 кварталу прошлого года до 50-60%.
Многие компании, заинтересованные в SMS-рассылках в рамках специфики своей сферы, в том числе и банки, предпочитали из-за более выгодных предложений обращаться к посредникам, нежели к операторам. В некоторых случаях заказчики рассылок компенсировали затраты на SMS-рассылки путем введения платной услуги для получателей сообщений. К примеру, ряд банков взимает со своих клиентов за услуги SMS-информирования 30-60 рублей в месяц.
Компании, занимающиеся рассылками, не несли затрат по договорам с операторами, и это приводило к демпингу. Естественно, демпинговые цены вызвали взрывной количественный рост спам-рассылок: любая компания, которая раньше рассылала сообщения миллионами штук, теперь могла себе позволить отправлять десятки и сотни миллионов спам-SMS. При этом cубпартнеры/субсубпартнеры, которые брали за SMS-рассылки деньги с клиентов, получали существенную прибыль, закупая SMS-рассылки по демпинговым оптовым ценам у «серых» и «черных» агрегаторов без наличия каких-либо договорных соглашений с операторами.
С конца 2013 года, в связи с ростом жалоб от абонентов, а также других участников рынка SMS-рассылок, операторы начали формировать новую схему рассылки SMS-сообщений.
Согласно сообщению пресс-службы «МегаФон», объем SMS-спама в России увеличивается взрывными темпами, и уже в конце 2013 года абоненты МегаФон получали около 2 млрд спамсообщений в месяц с буквенно-символьных и коротких номеров, что практически в 1000 раз больше, чем два года назад.
По информации от компании МТС, 98% SMS-спама поступало абонентам компании от SMS-центров других операторов связи. Компания МТС отмечает, что объем входящих спам-сообщений из сетей других операторов вырос на 60% в октябре 2013 года.
По словам представителя Tele2 Россия Павла Чунихина, в среднем каждый абонент Tele2 получал 15 информационных SMS из внешних сетей ежемесячно. Это были как ожидаемые сообщения, (например, информация о состоянии банковского счета), так и нежелательные рекламные рассылки.
Глава российского подразделения компании «ВымпелКом» Михаил Слободин в интервью на «России 24» отметил, что в августе-октябре 2013 года каждый абонент компании в среднем получал до 12 SMS в месяц, на которые он не подписывался.
Вследствие данных событий, «МегаФон», МТС, Tele2 стали блокировать входящие SMS-рассылки с коротких и буквенно-символьных номеров отправителя или SMS-агрегатора, который не имеет прямого договора с оператором. Операторы сослались на законодательство, которое не предусматривает обязательства пропускать трафик от других операторов с коротких и буквенносимвольных номеров, не включенных в российский план нумерации. «ВымпелКом» создал базу недобросовестных отправителей рекламы, осуществляя выборочные блокировки. Эти инициативы операторов вызвали негативную реакцию банков. В декабре 2013 года Национальный совет финансового рынка (НСФР) направил жалобу в ФАС по поводу выросших тарифов на SMS-уведомления накануне вступления в силу части 4 статьи 9 Закона №161-Ф3 «О национальной платежной системе», обязывающей банки сообщать своим клиентам обо всех совершенных операциях с их банковскими картами через любой канал (электронная почта, SMS-рассылка). В ответ представители «Мегафона» и «ВымпелКома» заявили СМИ, что свои тарифы не повышали, а представитель МТС отметил, что оператор в августе снизил тарифы на SMS-рассылки для всех юридических лиц в среднем на 15%.
На сегодняшний день тема массовых SMS-рассылок еще обсуждается. J’son & Partners Consulting полагает, что ряд банков ощутили рост тарифов за счет того, что ранее не пользовались услугами операторов и осуществляли рассылку SMS-уведомлений через агрегаторов, предлагавших низкие цены на распространение SMS.
Предпринятые операторами блокировки SMS с коротких и буквенно-символьных номеров и перевод рассылок на прямые договоры ударили в первую очередь по «серым» и «черным» участникам рынка, которые пытаются обходить блокировки, вводя новые алгоритмы отправки: вместо буквенноцифровой подписи подставляется случайный номер телефона. Такие рассылки пока еще нельзя блокировать по закону.
Однако операторы утверждают, что принятые меры привели к существенному снижению спама. Оператор МТС сообщил, что после блокировки коротких и буквенно-символьных номеров количество спама в декабре 2013 года снизилось в 4,7 раза по сравнению с ноябрем. В «ВымпелКоме» заявили, что после введенных мер количество SMS-спама сократилось в 3,7 раза. По словам Михаила Слободина, они нацелены сократить SMS-спам в 24 раза за 2014 год. Представители «МегаФона» также отметили, что меры оказались действенными, и количество SMS-спама сократилось в 3,8 раза.
По мнению J’son & Partners Consulting, предпринятые меры ведут к оздоровлению рынка, повышению его прозрачности, исключению чрезмерного числа посредников на пути распространения SMS и укрупнению бизнеса легальных SMS-агрегаторов.
Отметим при этом, что тарифы на массовые SMS-рассылки зарубежных операторов и агрегаторов существенно выше, чем тарифы на SMS-рассылки в России. Так, минимальная стоимость отправки 1 SMS при заказе наибольшего по объему пакета трафика в странах Западной Европы и США составляет от 0,04 доллара и более, что приблизительно в 2 раза выше, чем стоимость отправки SMS в России напрямую у операторов «большой тройки».
По оценкам J’son & Partners Consulting, объем рынка SMS-рассылок в России составил 101 млн долл. в 2013 году.
По сравнению с 2012 годом рынок вырос на 68% в связи с ростом популярности мобильного маркетинга, расширением количества участников рынка, а также с развитием программ лояльности, платежных сервисов и сектора гос. услуг. Значительный вклад в рост рынка SMS-рассылок внес и увеличившийся трафик SMS-рекламы, в том числе и спама.
По прогнозам J’son & Partners Consulting, объем рынка SMS-рассылок к 2016 году достигнет отметки в 137 млн долларов. С 2014 года темпы роста рынка замедлятся из-за введенных операторами связи блокировок А2Р рассылок с коротких номеров. Перевод рекламных и информационных рассылок на прямые договоры должен консолидировать бизнес легальных SMS-агрегаторов, что приведет к оздоровлению рынка и снижению объема SMS-спама. На факторы роста рынка также повлияют специфика восприятия SMS-рекламы потребителем и законодательные меры, направленные на ограничение несанкционированных рассылок.
Источник: CyberSecurity
|