Спустя четыре месяца после введения в России переносимости мобильного номера (Mobile Number Portability) большинство платежных систем и электронных денежных средств по-прежнему не взаимодействуют с базой данных перенесенных номеров (БДПН). Пользователи подключенных к ней компаний также жалуются на проблемы с пополнением счета, сами операторы отрицают наличие системных сбоев.
Один из делегатов III Международного форума MVNO & MNP Russia 2014, организованного ComNews Conferences и прошедшего на прошлой неделе, заявил, что перестал получать SMS-сообщения от системы "Сбербанк Онлайн", как только перешел со своим телефонным номером к другому сотовому оператору.
На это первый заместитель генерального директора ФГУП "Центральный научно-исследовательский институт связи" (ЦНИИС, оператор БДПН) Алексей Васильев заметил, что из 28 российских операторов электронных платежных систем к базе подключилось четыре, из 85 операторов электронных денежных средств - 13, остальные сотрудничающие организации являются платежными агентами.
Согласно реестру Банка России (Центробанка), на 5 мая 2014 г. в России зарегистрировано 30 операторов платежных систем. Из них один - Небанковская кредитная организация ЗАО "Мигом", поддерживающая платежные системы "Мигом" и "Смарти", - 19 марта 2014 г. исключен из реестра. Еще один, ЗАО "Райфайзенбанк" (система "Быстрая почта"), получил регистрацию совсем недавно, 5 мая.
Как уточнил представитель пресс-службы ЦНИИС, к БДПН подключились ОАО "Сбербанк России", ЗАО "АКБ "Русславбанк" (CONTACT), ЗАО "Национальные кредитные карточки" (National Credit Cards, NCC) и ЗАО "Банк Новый Символ" (HandyBank).
Операторов электронных денежных средств, по тем же данным Центробанка, в России 88 (ООО НКО "Мобильная карта", ООО НКО "МОБИ Деньги" и ОАО "БыстроБанк" начали работу в марте-апреле 2014 г.). С БДПН взаимодействуют ЗАО "Акционерный коммерческий Банк "Военно-Промышленный Банк", Московский филиал ОАО Банк "ККБ" (Web Money), ООО НКО "Деньги.Мэйл.Ру", ОАО "Москлирингцентр", ЗАО "Банк "Русский Стандарт", ООО НКО "Яндекс.Деньги", ОАО "Альфа-Банк", ООО РКО "Рапида", ЗАО "Океан Банк" и ОАО "Краснодарский краевой инвестиционный банк".
Платежных систем "Виза" и "МастерКард", с которыми, по данным Министерства финансов РФ, работает более 90% пользователей, а также китайской системы UnionPay в списке ЦНИИС нет. "Перечисленные компании не подключены к БДПН, они еще не выходили с нами на контакт", - пояснил представитель института. Пресс-служба Visa не стала комментировать ситуацию, получить комментарий MasterCard не удалось.
"Проблем на стороне Сбербанка нет, - уверяет представитель этой организации. - При смене оператора сотовой связи в рамках MNP подключение к услуге SMS-банкинга Сбербанка не теряется. Временные сложности по переводу могут быть на стороне оператора сотовой связи".
Опрошенные операторы электронных денежных средств, работающие с БДПН, также говорят, что системных сбоев с пополнением счета перенесенного номера у них не возникало. "Были единичные жалобы. Их причина в том, что клиент оформляет перевод и сразу пытается проводить оплату, - объясняет старший менеджер по рекламе и PR "Рапиды" Александра Пронина. - Но обновление систем идет с задержкой, как следствие, оплачивать можно только на следующий день. Количество таких обращений – единицы".
Об отсутствии крупных проблем с задержкой платежей говорит и представитель компании "Элекснет" (работает от имени "Москлирингцентра").
"В конце прошлого года группа QIWI первой из российских платежных сервисов реализовала поддержку абонента, осуществившего смену оператора сотовой связи с сохранением номера", - отмечает управляющая категорией "Услуги связи" QIWI Наталья Желкова. По ее словам, в декабре 2013 г. пользователи Visa Qiwi Wallet, а также точек приема платежей QIWI, сменившие оператора сотовой связи, получили возможность оплачивать услуги нового оператора без риска некорректного зачисления средств. С 9 января 2014 г. эта возможность реализована и для пользователей терминалов. Представитель ЦНИИС уточнил, что QIWI сотрудничает с оператором БДПН в качестве платежного агента.
Мобильные операторы оценивают взаимодействие с рынком электронных платежей неоднозначно. "Мы информируем платежных агентов о необходимости подключения к базе данных перенесенных номеров, но не можем их заставить подключиться, - отметил на форуме MVNO & MNP Russia 2014 директор по аналитической поддержке работы с органами государственной власти ОАО "ВымпелКом" (торговая марка "Билайн") Алексей Рокотян . - Если тот или иной платежный агент не подключен к базе, платеж через его систему на перенесенный номер не пройдет, как и короткие сообщения от сервисов "SMS-банк".
По словам пресс-секретаря ОАО "МегаФон" Олеси Яременко, случаи, когда абонент, перенесший номер, не может пополнить счет, единичны. "Большинство крупнейших партнеров, по нашим данным, уже подключились к базе данных перенесенных номеров", - подчеркивает она.
"Сотовые операторы полностью отладили процесс переноса номера со всеми участниками процесса, в том числе с банками, платежными системами и операторами фиксированной связи, - утверждает пресс-секретарь "Tele2 Россия" Ирина Рыбакова. - На данный момент процедуры MNP отлажены, технических проблем нет".
Пресс-служба ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) от комментариев воздержалась.
Услуга MNP заработала в России 1 декабря 2013 г., до 15 апреля 2014 г. операторы имели право в конкретном случае отложить оказание услуги на срок до полугода. Перед запуском сервиса участники рынка неоднократно заявляли, что механизмы оказания услуги недостаточно проработаны - не доставало правовой базы, отсутствовали технические решения, оператор БДПН утвержден правительством только в начале октября, а первое совещание с участием платежных систем прошло 24 октября.
Источник: ComNews
|