Расходы российских абонентов на сотовую связь начали сокращаться - теперь это признает не только МТС, но и "Вымпелком" с "Мегафоном".
В IV квартале 2008 г. рост потребления услуг мобильной связи в Москве замедлился, говорится в отчете московской "дочки" "Мегафона". Расходы на телефон в декабре сократили, согласно отчету, 14% москвичей.
Речь о рынке в целом, уточняет советник гендиректора "Мегафон-Москва" Роман Проколов: "Мы учитываем возможные риски, на которые указывают аналитики". В частности, по словам Проколова, оператор опирался на результаты опроса, проведенного в декабре группой "Комкон".
По данным "Комкона" (с ними ознакомились "Ведомости"), 20% опрошенных россиян в декабре признались, что стали экономить на мобильной связи (+9,9 п. п. к ноябрю). В Москве экономить на связи стали 14%. В январе 2009 г., по данным "Комкона", расходы на связь снизили 16% опрошенных, в том числе 13% в Москве. Средние траты абонента на сотовую связь сократились в IV квартале 2008 г. до 423 руб. в месяц с 455 руб. кварталом ранее.
Первой снижение разговорчивости абонентов признала МТС. "Если в III квартале мы еще не фиксировали снижения уровня пользования связью, то в последние несколько недель видим замедление темпов роста доходов", - признавался в декабре президент МТС Михаил Шамолин.
Сокращение заметно в сегменте корпоративных клиентов, а также, например, в сегменте роуминга, уточняет директор по связям с общественностью МТС Елена Кохановская. Поэтому МТС недавно пересмотрела тарифы на звонки за рубежом, отмечает она: на популярных направлениях цены снижены. А корпоративные клиенты получают индивидуальные предложения, мотивирующие их оставаться с компанией.
"Вымпелком" также заметил сокращение активности пользователей в зарубежном роуминге, рассказывает его директор по связям с инвесторами Алексей Субботин. Остальные сегменты бизнеса развиваются в рамках сезонных тенденций. Отток абонентов у российских сотовых операторов - 8-10% в квартал, это люди, которые в любых условиях стремятся экономить, добавляет Субботин.
Московский "Мегафон", по словам Проколова, пока не испытывает проблем с клиентами-корпорациями. В 2008 г. и количество таких клиентов, и выручка от них удвоились, рад он. Как обстоит дело у "Мегафона" в целом, его представители не говорят: итоги за IV квартал еще не подведены.
Аналитики "Ренессанс капитала" недавно спрогнозировали, что валютная выручка МТС в 2009 г. сократится на 28%, а "Вымпелкома" - на 18%. У МТС больше корпоративных клиентов и доходов от роуминга, объяснили они. МТС - лидер на рынке обслуживания корпораций, согласна Кохановская. "У МТС [таких] клиентов примерно столько же, сколько у нас и "Мегафона", вместе взятых", - признавался недавно "Эксперту" исполнительный вице-президент "Вымпелкома" Жан-Пьер Вандромм. Но в деньгах доля МТС на этом рынке не драматически выше, чем у "Вымпелкома" с "Мегафоном", так что сокращение спроса касается всей тройки, уверен аналитик MForum Analytics Дмитрий Деев.
ИГОРЬ ЦУКАНОВ, ВЕДОМОСТИ
Источник: ComNews
|