Мобильные операторы связи с начала года не производят с «Укртелекомом» расчетов по интерконнекту. Эту ситуацию пока не могут изменить ни Национальная комиссия по вопросам регулирования связи, ни Антимонопольный комитет Украины, ни суды, в которых увязли участники рынка
В результате компании из месяца в месяц продолжают накапливать долги друг перед другом, что может заключать в себе, скорее, позитивный, чем негативный скрытый эффект для ОАО «Укртелеком». Антимонопольный комитет Украины на прошлой неделе имел возможность решить эту непростую проблему — признать всех операторов монополистами по доступу на свои сети. Тогда отраслевой регулятор был бы обязан контролировать размер ставки интерконнекта (стоимость доступа на сети операторов. — Ред.), а значит, и базовые взаимоотношения на рынке. Но в очередной раз ни положительного, ни отрицательного решения принято не было. Чиновники контрольного ведомства оказались в непростой ситуации. С одной стороны, на кону уменьшение отчислений в госбюджет от 100 млн. грн. до 1 млрд. грн. (согласно расчетам ГНАУ). С другой — потери операторов (если их признают-таки монополистами). Размер недополученных доходов может достичь $0,5 млрд. Разумеется, фигуранты процесса (госоператор, компании мобильной связи первого и второго эшелонов) ведут ожесточенные лоббистские бои, настаивая на своей точке зрения
ПРАВДА, в последнее время не учитывается, что регулятор в этом месяце принял-таки новую методику расчета ставок доступа (иными словами, формулу), которая будет применяться, если всех признают монополистами. Если бы такой документ не был утвержден, после принятия решения АМКУ вступало бы в силу устаревшее распоряжение Национальной комиссии по вопросам регулирования связи (НКРС). В соответствии с ним ставка доступа на сеть оператора монополиста принудительно фиксировалась на уровне 0,25 грн./мин. (при сегодняшней в размере 0,50 грн./мин. на мобильные сети и 0,25 грн./мин. на фиксированную сеть «Укртелекома»). В таком случае частных операторов ожидало бы двукратное снижение доходов за интерконнект. Появление новой методики немного смягчает ситуацию, поскольку утвержденная формула не предусматривает ценовой уравниловки, а наоборот, индивидуализирует расчет ставки для каждого оператора: учитывается инвестиционная составляющая, расходы и доходы по интерконнекту. По оценкам чиновников, размер ставки доступа на сети крупных операторов составит приблизительно 0,3–0,4 грн. Естественно, крупным операторам выгоднее, когда неизвестные в межсетевом уравнении определяются ими самостоятельно. Стремления «Киевстара» и МТС таким образом защитить свои инвестиции в инфраструктуру вполне оправданны. Хотя, по мнению игроков второго эшелона, этим правом они могут и злоупотреблять, взвинчивая ставку до уровня «заградительной». Интересы частных операторов, не входящих в «большую тройку», на этот раз совпадают с позицией государственной компании. Их общая цель — уменьшить ставки доступа на чужие сети (попытка ее пересмотра и дала толчок для разбирательств «Укртелекома» практически со всеми крупными мобильщиками). А для «Укртелекома» это один из инструментов улучшения своего далеко не блестящего финансового состояния. Исторически сложилось, что в последние годы происходит перераспределение трафика: абоненты мобильных операторов звонят на фиксированную сеть «Укртелекома» все меньше и меньше. Отметим также и то, что на мобильные сети ставка доступа в два раза больше, чем на фиксированную. В итоге в последнее время сформировался существенный перекос в доходах по интерконнекту в сторону мобильных операторов.
Чиновники АМКУ и НКРС не спешат брать на себя ответственность за решение этой проблемы, справедливо опасаясь гнева кого-либо из обиженных. При этом фактически благодаря такой политике конфликтная ситуация переводится в режим ожидания на неопределенное время (по худшим прогнозам может затянуться на год). До 1 апреля еще была возможность применить к «несговорчивому» партнеру в качестве последнего аргумента давления техническое решение — отключение от сети. Но с указанной даты односторонний разрыв таких отношений невозможен законодательно. Эксперты сходятся во мнении, что разрешить конфликт в обозримой перспективе удастся лишь при некоторых условиях.
Первое — применение политической «силы», или, проще говоря, принятие решения по указанию сверху. Вопрос интерконнекта как непосредственно касающийся убытков «Укртелекома» еще в прошлом году привлек внимание Юлии Тимошенко. Ведь проблема капитализации «Укртелекома» важна для его успешной приватизации. И, конечно, не последнюю роль играет не только реальное положение дел, но и финансовые показатели. Естественно, когда в прошлый четверг и.о. главы АМКУ собрал всех участников интерконнект-спора и при этом сообщил прискорбную новость о том, что решение не может быть принято из-за несогласованности заседаний своих коллег из НКРС, это может расстроить премьер-министра. О том же свидетельствует и выступление представителя ФГИУ, который присутствовал на полусостоявшемся заседании АМКУ и намекнул на отсутствие реальной причины непринятия решения. То есть в фонде все-таки ждали определенности. И отсутствие ее в антимонопольном ведомстве при ветре, дующем в правильную сторону, может донести неутешительные для «Укртелекома» новости до премьера-министра. Между тем напрашивается вопрос: а действительно ли власти выгодно признание всех монополистами. Ведь в этом случае, если кто-либо из участников рынка, МТС или «Киевстар», захочет приобрести долю в ОАО, возникнет юридическая коллизия. Получится, что монополист должен будет купить монополиста.
Второе условие — достижение мирового соглашения кем-либо из участников многочисленных тяжб («Укртелеком» и «Киевстаром», «Укртелекомом» и МТС, «Укртелекомом» и «Астелитом» и др.). Например, стороны могут достичь компромисса в виде поэтапного снижения ставок или совместного снижения ставок.
Пока же договоры между операторами не продлены, а стало быть, не проводятся и расчеты. И это определяет третье условие, которое может поспособствовать разрешению конфликта, — рост долгов. По оценкам экспертов, ежемесячная задолженность «Укртелекома» колеблется на уровне 70–80 млн. грн. Сети все равно соединены, и трафик проходит. Если такая ситуация сохранится, к 2010 году взаимная задолженность рынка может достигнуть нескольких миллиардов гривен. Нерасчет по интерконнекту означает, что у операторов появится шанс не отражать этот показатель в своей финотчетности. В принципе это может быть выгодно для «Укртелекома», если ФГИУ все-таки решит его продать. «Укртелекому» повезет еще больше, если национальная валюта в течение года девальвирует и долги под конец года существенно сократятся в долларовом эквиваленте.
Станислав Юрасов, «Комментарии»
Источник: IT pro UA
|