Национальная комиссия регулирования связи (НКРС) инициирует проведение специальной проверки тарифных планов операторов связи на предмет демпинга. Проверка нацелена, главным образом, на нулевые внутрисетевые предложения мобильщиков. Вопрос всплыл из наболевшей проблемы интерконнекта. Нули считают преградой на пути ко взаимному снижению ставок доступа на сети.
Известно, что нулевые тарифы внутри сети уже второй год подряд активно используют в качестве инструмента конкурентной борьбы две компании — «Астелит» (ТМ life:)) и «МТС-Украина». У других операторов бесплатные предложения тоже встречаются, но имеют немассовый характер. «Нулевые тарифы, которые существуют сейчас, у нас и АМКУ вызывают много вопросов. В самое ближайшее время в наших планах — разобраться с этим. В законе есть жесткое требование: любые тарифы должны базироваться на себестоимости. Любые проявления недобросовестной конкуренции на рынке будут пресекаться»,— сообщил глава НКРС Сергей Колобов.
Президент лидера рынка связи — компании «Киевстар» — Игорь Литовченко также демонстрирует озадаченность этим вопросом. По его словам, на последних заседаниях НКРС приводились примеры нулевых тарифных планов при доступе на сеть оператора в размере 50 коп./мин. Т.е. ставился вопрос: как оптовая цена может быть больше розничной? «Но я пока не вижу каких-либо реальных действий ни АМКУ, ни нашего регулятора в отношении предоставления демпинговых тарифов»,— подчеркивает господин Литовченко.
В ближайшее время НКРС проведет проверку, которая, по словам господина Колобова, займет несколько недель. От операторов будут затребованы соответствующие материалы. Если вышеуказанные факты подтвердятся, то комиссия направит эти факты в АМКУ, который будет принимать решение по сути. По словам главы комиссии, если антимонопольное ведомство признает нарушения со стороны операторов, на них могут быть наложены серьезные санкции. Однако, по-видимому, самой страшной санкцией для операторов является то, что им придется в таком случае отказаться от одного из своих действенных методов борьбы на рынке и поставить перед неприятным фактом абонентов, привыкшим к нулям.
«У нас продолжается отток трафика из сети, потому что он переходит в сети мобильных операторов. Их высокие заградительные ставки (при звонках на номера других операторов) и нулевые тарифы внутри вынуждают абонентов втягиваться внутрь сети. Нулевые тарифы создают у клиента ощущение, что он получает услугу бесплатно. На самом деле клиент платит, причем за услугу, которую не заказывал. Потому что условия нулевых тарифов — это подписка на какой-то тарифный план, который ежемесячно стоит денег (25-30 грн./мес.). Абонент бы никогда не покупал эти тарифные планы, если бы там не было внутрисетевого нуля»,— говорит директор филиала объединенных продаж «Укртелекома» Игорь Сиротенко. По его мнению, такая система вводит в заблуждение клиентов и заставляет их иметь две трубки и покупать несколько пакетов со внутрисетевым нулем. А бюджета, потраченного на это, вполне хватило бы, чтобы за вменяемую сумму купить один экономически обоснованный тариф и пользоваться им на всех направлениях.
Глава life:) Тансу Еэн считает, что нельзя говорить о том, что нулевые внутрисетевые тарифы — это демпинг, поскольку, как было замечено выше, они подразумевают обязательный ежемесячный платеж. «По нашему мнению, следует оценивать весь продукт комплексно, а не только один из его элементов — звонки в определенном направлении»,— подчеркивает он. «С юридической точки зрения, определения понятия демпинга ни в сфере законодательства об экономической конкуренции, ни в телекоммуникационном законодательстве сегодня не существует»,— добавляют в МТС.
Если идти дальше, можно понять, что инициатива регуляторных органов разобраться с нулями может помочь уговорить крупных операторов снизить ставки на интерконнект. По словам господина Колобова, именно демпинговые тарифы меньших операторов заставляют крупных делать заградительные ставки на свою сеть и удерживать их.
Станислав ЮРАСОВ
Источник: Экономические Известия
|