Убыток «ВымпелКома» в первом квартале 2009 года по US GAAP составил 8,5 млрд руб. против 22,2 млрд руб. убытка в четвертом квартале 2008 года. В основном позитивный эффект обусловлен тем, что в первом квартале этого года оператор не списывал убыток от обесценивания goodwill — в четвертом квартале «ВымпелКом» списал по этой статье 12 млрд руб. Аналитики называют результаты «ВымпелКома» сильными, но предупреждают, что из-за большого долга компания не может подобно своим конкурентам снижать цены. Впрочем, они соглашаются, что в создавшихся условиях компания действует логично.
Чистый убыток «ВымпелКома» в первом квартале 2009 года по US GAAP составил 8,5 млрд руб. против прибыли 14,6 млрд руб. в первом квартале 2008 года. Выручка выросла на 30,7% по сравнению с первым кварталом 2008 года, до 66,8 млрд руб. Показатель OIBDA вырос на 17,8%, до 32,2 млрд руб. Маржа OIBDA составила 48,1% против 53,4% в том же квартале годом ранее. «ВымпелКом» сократил чистый долг до 6,73 млрд долл. по сравнению с 7,529 млрд долл. по состоянию на 31 декабря 2008 года.
Гендиректор «ВымпелКома» Александр Торбахов подчеркнул, что одним из основных приоритетов компании является сокращение долговой нагрузки и сохранение рентабельности на приемлемом для компании уровне. Он подчеркнул, что в текущей рыночной ситуации «ВымпелКом» может без проблем обслуживать долг. В этом году компании осталось выплатить 1,174 млрд долл. Главный финансовый директор «ВымпелКома» Елена Шматова напомнила, что у оператора помимо собственных средств есть кредитная линия Сбербанка на 8 млрд руб. — эту линию компания еще не начала использовать.
Пока «ВымпелКом» неплохо справляется со своими задачами, считают аналитики. «Несмотря на убыток, мы рассматриваем отчетность «ВымпелКома» как сильную в краткосрочном периоде, — пишет в своем отчете аналитик «Велес Капитала» Илья Федотов. — В сравнении с МТС, отчитавшейся ранее, результаты «ВымпелКома» выглядят более впечатляющими — компания показала более высокую рентабельность по OIBDA, даже несмотря на менее рентабельный бизнес Golden Telecom, показатели которого включаются в отчетность компании. Убыток компании также был ожидаем — ослабление рубля привело к образованию серьезных потерь от курсовых разниц, которые и вызвали чистый убыток».
Судя по динамике показателей ARPU, MOU и APPM, МТС старается стимулировать абонентскую базу к потреблению услуг связи несмотря на кризис. В случае с «ВымпелКомом» ситуация абсолютно другая — компания в ряде регионов присутствия тарифы не снижала, а наоборот, повышала. Высокая долговая нагрузка не позволяет «ВымпелКому» демпинговать, соответственно, более высокая стоимость услуг может привести к перетоку абонентов к более дешевым операторам, особенно в период кризиса. «ВымпелКом» имеет козырь — «Евросеть», которая пока что способствует притоку абонентов, однако и этот козырь может быть нивелирован действиями конкурентов, которые активно выходят на рынок сотовой розницы», — резюмирует г-н Федотов.
В создавшихся условиях «ВымпелКом» действует совершенно логично, считает аналитик ИК «Тройка Диалог» Евгений Голосной: «ВымпелКому» нужно обслуживать долг, и в такой ситуации необходимо было добиться максимальной эффективности, что компания и сделала. Если «ВымпелКом» сможет до конца сохранить маржинальность на том же уровне — это будет очень хорошим результатом. Другой вопрос, что нельзя бесконечно экономить на всем. Например, «ВымпелКом» сократил объемы рекламы, в то время как его конкуренты, наоборот, повысили».
АНТОН БУРСАК