Мы бы никогда не узнали о том, чем жила семья Всеволода Санаева, если бы его внук Павел не написал книгу "Похороните меня за плинтусом", а после и сценарий для фильма.
Когда-то давно мне рассказали анекдот. Умерли писатель и издатель. Писатель попал в рай, а издатель в ад. И тогда издатель спросил: "Господи, за что? Ведь это писатель написал тот мерзкий роман, а я его только напечатал". И услышал в ответ: "Он его только сочинил, а ты – распространил". Этот анекдотец постоянно приходит на память, когда я вспоминаю о фильме "Похороните меня за плинтусом", снятом по одноименной книге Павла Санаева.
Эпоха Советского Союза дала нам много незабываемых впечатлений. Черную икру тогда видели не только большие начальники. Шарлатаны, таясь, принимали на дому, а лучшие из актеров жили бок о бок с остальным народом. От того этот самый народ всегда был в курсе того, что происходило со "звездами". И было в отношении к "небожителям" какое-то иное отношение, не позволявшее выносить сор из избы.
Так что о том, что артистка N. была лишена родительских прав за алкоголизм, никто по сей день не догадывается. Равно как и о нескольких одновременных женах художника К. Скорее всего, мы бы никогда не узнали и о том, чем жила семья Всеволода Санаева, если бы его внук Павел не превратился в эгоистичного, самовлюбленного, с непомерно раздутым комплексом собственной правоты человека. Результатом этого неудачного взросления стала книга "Похороните меня за плинтусом", в которой, казалось бы, вполне состоявшаяся личность двадцати шести лет живописует свое несчастное детство. Дескать, дедушка меня не замечал, бабушка в основном запомнилась образными ругательствами, мать попросту мальчика бросила, променяв на "карлика-кровопийцу".
Но в 95-м книга прошла незамеченной. Зато спустя 10 лет о ней вспомнили, вытащили из-под плинтуса, отряхнули и решили экранизировать. И с прежней силой вспыхнули воспоминания о несчастном детстве у практически сорокалетнего ребенка Паши, так что он решил написать сценарий по собственной повести. Правда, с экранизацией не получилось – финансировать проект министерство культуры решилось лишь при участии режиссера Сергея Снежкина. И только увидев на экране итог своих литературных экспериментов, Павел Санаев осознал, к какому результату он пришел. Поспешив откреститься от проекта, Санаев даже потребовал вымарать его имя из сценаристов, но дело было сделано. Да и неинтересно это было зрителю, спешащему увидеть, что вышло из книги Санаева, какие подробности выставлены на всеобщее обозрение.
Получился идеальный хоррор, основанный на видении восьмилетнего мальчика жизни самых известных актеров нашей страны. Сконцентрированная в одном-единственном дне биография нескольких поколений семьи внушает ужас, отвращение, ярость, брезгливость. Вот бабушка (Светлана Крючкова), обожающая внука до ненависти. Правда, последнее превалирует над первым – жизнь у нее была тяжелая, вот и устала бабуля-садистка. Дедушка (Алексей Петренко) - пофигист и явный ходок налево. Мамаша (Мария Шукшина) - рефлексирующая неврастеничка, спивающаяся со своим сожителем. Все они любят Сашеньку (Александр Дробитько), превращая его жизнь в ад.
И всего-то хочется мальчику, чтобы в его день рождения мама пришла. Но бабушка не пустит, дедушка сделает вид, что ему безразличны и внук и дочь (а может, действительно безразличны), мать непременно хочет увидеться с сыном, но не без того, чтобы насолить бабушке. В сопровождении коньяка, раздираний лица в кровь, клизмы и нагромождений лжи этот день в зрительском сознании будет нескончаем. И ведь надо было особенно постараться, чтобы изгадить образ замечательного Всеволода Васильевича. Одним касанием превратить мать в равнодушную стерву, уничтожив в собственной памяти все прекрасные моменты. Но больше всех (не считая бабушки, которая вне конкуренции) досталось отчиму Ролану Быкову, сделавшему жизнь Паши и Елены Всеволодовны более чем достойной. Именно "злобному карлику", как называет Ролана Антоновича "писатель", пришло в голову снять пасынка в "Чучеле", потом просить друзей снимать мальчика в других проектах. Позже Быков отправил подросшего Павла в Америку - учить язык. Лживые слезы и неискренние речи над гробом – финал, достойный и фильма, и повести, и самого Павла Санаева. Ну а что же мораль? Ее нет. Редкий случай, когда она идет в разрез с народной мудростью: в данной ситуации мальчику Паше не удастся свалить вину за то, какой получилась картина "Похороните меня за плинтусом", на Снежкина. Ответственность поделят поровну.
Автор: Мария Свешникова, RUTV.ru
Источник: RUTV.ru
|