Фильм «Небесная лига» («1+1») как попытка познать рациональность катастрофического
Первого февраля в вечернем эфире канал «1+1» показал документальный проект «Небесная лига», посвященный гибели российской хоккейной команды «Локомотив». Прошлой осенью эта катастрофа в один миг унесла жизни целого хоккейного клуба - даже не успев толком вылететь из родного для команды Ярославля в Минск, самолет Як-42 рухнул на землю недалеко от Волги. В живых из 45 человек, находившихся в самолете, остался лишь один инженер, по сей день категорически отказывающийся общаться с журналистами относительно пережитого.
Творческая группа фильма - автор сценария и ведущий Александр Загородний, режиссер-постановщик Людмила Загородняя и продюсер Максим Сухенко - приступая к фильму, стояли перед непростой задачей. За прошедшие полгода трагедия под Ярославлем уже была досконально разобрана - завершено официальное расследование (признавшее в качестве причины катастрофы несогласованность действий экипажа), озвучена масса неофициальных версий (от технической неисправности до конфликта пилотов), а сам «Локомотив» уже воссоздан в новом составе. Потому дабы февральский эфир «Небесной лиги» не оттолкнул зрителя угасшей актуальностью темы, катастрофу необходимо было показать в более широком контексте.
В качестве такого контекста авторы «Небесной лиги» избрали тему авиакатастроф, в которых гибли спортивные команды на протяжении последнего полувека. Ракурс весьма подходящий для вечернего офф-прайма, учитывая, что проект создавался не сразу после катастрофы. К тому же, с драматургической точки зрения одновременный уход из жизни группы молодых людей, отстаивающих честь своих государств на спортивных аренах, взывает к мифологическим архетипам и оставляет весьма широкий выбор возможной подачи материала - от расследования до докудрамы.
Эпоху спортивных авиакатастроф, как рассказала «Небесная лига», открыло в 1949 году крушение трехмоторного самолета, в результате которого погибли 18 игроков итальянского клуба «Торино». Другая печально знаменитая трагедия - падение самолета, перевозившего команду «Манчестер Юнайтед». В свое время этот случай настолько потряс спортивную общественность, что само существование легендарного футбольного клуба ставилось под большое сомнение. Ну а наиболее известным на просторах бывшего СССР печальным событием такого рода была гибель ташкентского клуба «Пахтакор» в воздухе над Днепродзержинском - в августе 1979 года перевозивший команду Ту-134 столкнулся в небе с другим самолетом. Обвинили тогда в катастрофе диспетчера, хотя руководители более высокого ранга к расследованию не привлекались даже в качестве свидетелей. И немудрено - ведь в этот роковой день один из трех доступных воздушных коридоров был забронирован под специальный рейс, которым из Москвы на крымскую дачу Брежнева летел соратник и будущий преемник генсека Константин Черненко. Потому лишние разговоры вокруг катастрофы дозволены не были, а всесоюзные СМИ и вовсе сообщили о ней неделю спустя.
Трагедия ярославльского «Локомотива» в этой череде, безусловно, могла бы оказаться благодатным полем для спекуляций. В самом деле, рассказывая о массовых катастрофах очень легко скатиться к таблоидной желтушности - продемонстрировать в череде событий тайные знаки, мистические предзнаменования, и в итоге списать происшедшее на происки темных сил. Этот тривиальный подход, ввиду психокультурных установок телеаудитории последнего времени, обычно приводит к удовлетворению публики и хорошим рейтинговым результатам для канала. Потому фильм о крушении самолетами с российскими хоккеистами вполне мог быть создан по традиционному формату поверхностных, сенсационных и нагнетающих лишние страсти телеподелок, своим качеством напоминающих газету «СПИД-инфо» в лучшие ее годы.
Гораздо сложнее признаться в том, что никакой сверхъестественной статистики здесь нет и быть не может, и авиакатастрофы связаны если не с техническими разладами, то с обыкновенным человеческим фактором. Одновременно это еще и более качественная журналистская работа, - которую и продемонстрировали авторы «Небесной лиги», - показать, что конкретная катастрофа является не просто частью условно мистического цикла похожих трагедий, а результатом цепочки неправильных выборов обычных живых людей, работающих в экстремальных условиях.
Даже если работа пилотов и авиадиспетчеров сейчас в большой степени автоматизирована, слишком высокая ответственность за происходящее в небе порой оборачивается неверными эмоциональными решениями, исход которых становится очевиден в течение нескольких секунд. Этой теме посвящен один из эпизодов фильма, демонстрирующий работу украинской авиадиспетчерской службы и рассказывающий о чисто физиологических изменениях, которые происходят с садящимися за пульт специалистами - от уровня ответственности едва ли не мгновенно повышаются температура и давление.
Временами «Небесная лига» и правда берет кричаще сенсационный тон и использует суггестивные приемы. Например, это относится к эпизоду о каннибализме членов уругвайской регбийной команды, в результате авиакатастрофы оказавшихся изолированными в чилийских Андах и вынужденных поедать своих погибших товарищей. Однако в финале каждого такого эпизода - да и фильма в целом - «Небесная лига» все же приходит к здравым выводам и рациональным объяснениям описываемых событий. Что по нынешним временам - нечастое телевизионное удовольствие.
Источник: telekritika.ua
|