Перегородка между легким, остроумным действом и банальным, пошлым, вульгарным – тонка. Сценаристы «Баек Митяя» достаточно успешно сбалансировали на грани
На «Интере» закончилась демонстрация комедийного сериала «Байки Митяя». Я посмотрела все серии, памятуя свой первоначальный скепсис по отношению к «Сватам». Тот сериал, вернее, какой-то из сезонов, впервые увидела через пару лет после его показа в эфире. Случайно, в международном автобусе, когда нечего было делать. И поняла, наконец, на собственном опыте смысл фразы: «Никогда не говори "никогда"», став в одночасье поклонницей «Сватов». Все-таки мудрый человек (напомните кто) сказал: «Не бывает плохих жанров, бывают скучные». Или что-то в этом роде.
«Сваты», говоря продвинутым сленгом, буквально «порвали» телеаудиторию. Рейтинги зашкаливали. В креативности авторов сериала меня окончательно убедил документальный проект, посвященный его главным и второстепенным героям. Он был сделан вовремя, на пике интереса к «Сватам», профессионально, интеллигентно, интересно информационно. И, простите за штамп, с любовью к «сватам» и их окружению, которые за несколько лет жизни в телеэфире уже породнились с самыми разными социальными слоями зрителей.
И вот «Байки Митяя». Вроде бы, логическое продолжение «Сватов», но с неожиданным сценарным вывертом. Обаятельный баламут Дмитрий Александрович Буханкин выдернут из привычного окружения (в новом телесериале нет односельчан Митяя - Ивана и Валюхи Будько, их городских родственников - Ольги и Юрия Ковалевых, жены Лариски и других знакомых нам по «Сватам» персонажей), переселен в родные Кучугуры, и его бендеровский характер, получив преференцию, расцвел буйным цветом. В своих неуемных фантазиях Митяй - переводчик с китайского и чемпион мира по рыбной ловле, героический пожарный и анонимный представитель знаменитой династии Запашных, даже обладатель раритетного автомобиля, подаренного ему... самим Путиным! И так далее, и тому подобное. Герой Николая Добрынина столь самозабвенно врет, что сам, кажется, верит в эти невероятные байки.
Кстати, слово «характер» я употребила не случайно. Никакое другое определение - шарм, индивидуальность, талант - в данном случае к беззлобному деревенскому пьянице и вралю не подходит. Ведь «Байки Митяя» - хрестоматийная «комедия характеров», в которой «...источником смешного является внутренняя суть характера (нрава), смешная и уродливая однобокость, гипертрофированная черта или страсть (порок, недостаток). Очень часто комедия нравов является сатирической комедией, высмеивает все эти человеческие качества». Классические литературные примеры - «Мещанин во дворянстве» и «Тартюф» Мольера, «Школа злословия» Шеридана. Пожалуй, к этому жанру я отнесла бы и гоголевского «Ревизора», где, несмотря на все комические коллизии (то бишь, признаки комедии положений), главным источником смешного является все-таки именно характер ревизора-самозванца. Высокие примеры кинематографических комедий характеров - «Тот самый Мюнхгаузен», «Двенадцать стульев», «Золотой теленок», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», мейнстримовские - «Девчата», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», «Служебный роман», «Самая обаятельная и привлекательная». Список можно продолжить.
Утверждением, что снимать комедийные фильмы невероятно сложно, никого не удивишь. Очень уж тонка грань между легким, остроумным действом и банальным, пошлым, вульгарным. Сценаристы «Баек Митяя» (А. Яковлев, А. Ильков, А. Жук, А. Нестеров, А. Авсеюшкин, А. Брагин, Ю. Пойманов, Т. Саенко, Ю. Микуленко, Д. Козлов) достаточно успешно балансируют на грани. Дурацкие анекдоты Дмитрия Буханкина смешны, написаны живым, легким, бытовым слогом, и, поскольку их произносит замечательный актер Николай Добрынин, приобретают облик вполне завершенных комических миниатюр.
Тут хочу малость попричитать по поводу актерской судьбы Николая Добрынина. Хотя, на первый взгляд, это излишние хлопоты. Артист он яркий, востребованный, популярный. Однако спросите своих знакомых, где они видели Добрынина? Кроме «Сватов», тех же «Баек Митяя», вспомнят, в лучшем случае, телесериалы «Одна судьба», «Террористка Иванова», «Семейные тайны». Может статься, еще пару-тройку ролей в малоизвестных, скажем так, нишевых картинах. А ведь Николай Добрынин уже почти 30 лет работает в театре. Начинал провинциальный парень с цыганскими корнями из Таганрога свою актерскую карьеру в 1985 году. Ни много ни мало, сразу после ГИТИСа попал в театр «Сатирикон» под руководством Константина Райкина. В 89-м стал работать в независимой студии Аллы Сигаловой и театре Романа Виктюка. Участвовал в постановках Андрея Житинкина и Семена Спивака. Принимая во внимание его внешность, лицедейский диапазон, как понимаете, огромный. И шут, и злодей, и герой, и любовник. Потому для театралов не был неожиданностью феерический успех Николая Добрынина в нашумевшем телепроекте. Жаль только, что теперь, по всей видимости, актер надолго останется заложником образа Митяя. Но это так, размышления по поводу... Ведь история кинематографа (возьмем советский) знает и противоположные примеры. Хотя бы фронтовой журналист Лопатин, герой Анатолия Папанова в фильме «Двадцать дней без войны» Алексея Германа. Вывод?..
Вывод прост. Тонкий профессиональный режиссер сможет поломать штампы, и, рискни, допустим, Сергей Урсуляк пригласить Добрынина в свой новый проект «Жизнь и судьба» по роману Василия Гроссмана, мы наверняка смогли бы тотчас забыть о Митяе. В хорошем смысле этого слова. Хочется верить, так когда-нибудь и случится, но это будет уже совсем другая история.
В нынешней же - еще об одном герое «Баек Митяя». Сером кардинале, которого мало кто из зрителей знает в лицо. Режиссере телесериала Алексее Кирющенко. У него не только украинская фамилия, Алексей - наш земляк, харьковчанин, учился в днепропетровском театральном училище, и преподаватели до сих пор помнят его интересные студенческие этюды. Потом, как водится, случилась Москва - работа актером и режиссером в театрах имени Вахтангова, на Таганке, имени Рубена Симонова, московском Театре комедии и других. На киноэкране Алексей Кирющенко возник двадцать лет назад, но особой известности не приобрел. В 2004-м дебютировал как телережиссер. Первый блин не оказался комом - сериал «Моя прекрасная няня» однозначно заявил, что в российском кино появился самобытный комедийный мастер. Последующие режиссерские проекты прошли достаточно незаметно, но после «Баек Митяя» о случайном успехе говорить не приходится. Точное понимание жанра, чувство вкуса и меры - несмотря на «блох», которых несложно найти в любом, и самом совершенном произведении искусства - не только в телесериале, снимающемся в жесткие сроки и за малые, по сравнению с игровым кино, деньги. Неравнодушный кастинг даже на эпизодические роли, несомненное умение поставить актерам конкретную задачу на площадке и добиться ее органичного (как минимум) воплощения на экране, вселяют, на мой взгляд, надежду, что в обозримом будущем можно будет сказать: на постсоветском пространстве появился комедиограф, чье дарование сравнимо, например, с почерком Леонида Гайдая. Дай бог, не сглазить.
И еще. Раз уж я упомянула кастинг, несправедливо было бы не сказать и о других актерах, занятых в «Байках». Никто ведь не опроверг еще сакраментальную фразу: «Короля делает свита». А номером первым в свите у Митяя-Добрынина был сельский участковый Алексеич в замечательном исполнении недооцененного, на мой взгляд, кинорежиссерами Александра Игнатуши. Ни грамма провинциализма, к сожалению, так свойственного украинской актерской школе. Реально ощутимое и по другую сторону телеэкрана партнерское плечо, которое Саша подставляет коллегам в кадре: реплики в диалогах прыгают, как шарики пинг-понга, ни разу не падая на землю. Такое комфортное существование в милицейской форме, что, не знай я Игнатушу лично, решила бы: в прошлом этот актер имел отношение либо к органам, либо к армии. А ларчик просто открывался - хороший, однако, актер Саша Игнатуша! Жаль, снимается мало.
Свое место в актерском ансамбле нашли и два Виктора - Сарайкин (председатель колхоза) и Андриенко (директор кирпичного завода). Запомнились односельчане Митяя, которых сыграли Татьяна Шелига и Николай Боклан.
Вот, вроде, и все. Напоследок выскажу, впрочем, крамольную мысль. Недавно увидела гордую (флюиды просочились через экран) рекламу субботнего вечера 10 марта на «первом канале страны»: где-то с 16.30 до глубокой ночи одна за другой в эфире стояли три совершенно однотипных юмористических передачи. Одна за другой. С паузами на рекламу. Проверила по программе в газете - всё точно. Тогда закралась мысль: то ли программистам мозжечок вырезали в момент составления сетки «главного канала», то ли я живу в каком-то инопланетном мире, где на беду существует еще парочка эмоций, кроме как поржать с воображаемым попкорном. Причем, с 16.30 до 23.00. А может, и до 0.30... Впрочем, какая разница! Решила в тот момент собрать волю в кулак и отмониторить эту дивную подборку. Увы, не сложилось. Себя любимую стало мучительно жалко... А вот 20 серий «Баек» просмотрела без ущерба для здоровья. С щадящими перерывами на чай - сон - кофе. Не претендуя на истину в последней инстанции, все-таки вопрошаю: «Почувствовали разницу?..»
Источник: telekritika.ua
|