Руководитель «Украинской медийной группы» - о развитии продакшн-бизнеса Фуксмана и Роднянского, сотрудничестве с 5-м каналом, будущих политических и развлекательных проектах, покупке форматов и ценах на сериальный продукт.
Созданная в 2004 году продакшн-компания «Украинская медийная группа» в первые годы своего существования выполняла функции производственного подразделения телеканала «1+1». В этот период УМГ производила преимущественно телесериалы, телефильмы и мюзиклы по заказу «Плюсов» и их российских партнеров. Компания сотрудничала с режиссерами Вячеславом Криштофовичем, Анатолием Матешко, Александром Итыгиловым, Андреем Дончиком и другими, первой из коммерческих продакшнов экранизовала украинскую классику («Украденное счастье») и современную отечественную литературу («Девы ночи»).
После выхода владельцев продакшна - Александра Роднянского и Бориса Фуксмана - из состава акционеров «1+1» осенью 2008 года УМГ отправилась в свободное плаванье. В 2009-м компанию возглавила Виктория Горенштейн, в прошлом занимавшая должность заместителя генерального директора «1+1». В компании было создано телевизионное подразделение, первым проектом которого стало ток-шоу «Я так думаю с Анной Безулик» по заказу 5 канала.
О том, чего уже достигла УМГ, и ее планах на будущее «Телекритика» расспросила Викторию Горенштейн.
- Виктория, почему вы выбрали УМГ после ухода с «1+1»?
- С «Украинской медийной группой» меня связывают давние и прочные партнерские и дружеские отношения. Компания обладает хорошим финансовым потенциалом и возможностями делать качественный телевизионный продукт. У меня были и другие предложения, практически все они были связаны с производством телевизионного контента. Но я выбрала УМГ, поскольку ее положение и в период кризиса оставалось стабильным и прочным. К сожалению, многие из компаний, предлагавших мне работу, так и не вышли на украинский рынок. Я общалась с Александром Акоповым (руководитель российского продакшна «Амедиа», - ТК), который собирался возвращаться на украинский рынок и предлагал мне возглавить украинское направление «Амедиа», но кризис помешал осуществить задуманное.
- Как долго вы работали на «1+1»? Уход из компании был вашим решением, или же это было связано с сокращением должности?
- «Студия "1+1"» - мое первое место работы. Я пришла на канал сразу после института, прошла путь от финансового аналитика до заместителя финансового директора. Весной 2008 года была назначена заместителем генерального директора, занималась всей организационной работой телеканала. Но нужно расти и развиваться, а если всю жизнь проработать в одной компании, не будет возможности реализовать все, что хотелось бы. Наверное, не зря на Западе принято менять работу каждые 5 лет. Конечно, было немного грустно уходить, но об этом я совершенно не жалею. Сейчас я могу заниматься производством самого разнообразного телевизионного продукта, предназначенного для разных каналов и аудиторий.
- Как после вашего прихода изменилась структура управления УМГ?
- УМГ раньше занималась исключительно производством телевизионных фильмов и сериалов. На сегодняшний день мы создали подразделение, которое занимается производством телевизионных программ. В частности, Анна Безулик является руководителем общественно-политических программ. Генеральным директором УМГ остается Николай Шевченко. Я возглавляю совет директоров группы компаний, куда помимо УМГ входит компания «Синема - Центр» (многозальный кинотеатр в Одессе и сеть кинотеатров, которые будут развиваться), а также интерактивная компания TVcom, которая занимается мобильным контентом и мобильным сервисом. Собственниками этой группы компании являются Борис Фуксман и Александр Роднянский.
- Но в то же время в прошлые годы компания существенно сократила объемы производства. С чем это было связано, и какова ситуация на сегодня?
- Мне сложно комментировать сокращение производства в прошлые годы. УМГ долго работала по заказам СТС и «1+1». Потом ситуация изменилась, и компания стала искать других партнеров на российском рынке, поэтому в прежних объемах не снимала. Сейчас основной партнер УМГ в России - «Первый канал». Объемы, которые планируются на этот год, конечно же, не такие, как были раньше - когда компания начинала роботу (тогда были конкретные заказы и определенные программные линейки, которые следовало заполнять).
- Какие инвестиции на этот год получила УМГ?
- Мы очень хотим вывести УМГ в то состояние, когда ей не нужны будут инвестиции и она будет полностью самоокупаемой. Потому на инвестиции мы пока будем делать разве что пилотные выпуски. Одним словом, сейчас УМГ - это не тот проект, который нуждается в дополнительных инвестициях.
- Могли бы вы рассказать о планах компании на этот год? Каких объемов производства вы бы хотели достичь, и какие позиции на рынке занять?
- На сегодня закончены три телевизионных фильма, один из них сериал. Также в разработке у нас еще два 12-серийных мини-сериала и несколько проектов телевизионных программ, есть группы людей, которые ими занимаются. Мы сейчас активно сотрудничаем с «Первым каналом» в России, поэтому фильмы и сериалы разрабатываем под него. В Украине, к сожалению, рынок замер, цены на сериальную продукцию упали более чем на 50%. Потому для Украины снимать сериалы нерентабельно. Россия тоже платит гораздо меньше, чем раньше, но цены все равно выше украинских.
- Что это за проекты, что за команда над ним работает?
- В планах два художественных сериала, основанных на исторических событиях советской эпохи. Но это только разработки: мы обсуждаем с «Первым каналом» кастинги и сценарий. Если раньше продакшн-компании могли позволить себе делать пилотные выпуски и потом продавать готовый продукт дороже, то сегодня, к сожалению, с сериалами это невозможно.
- Какие бюджеты для этих сериалов вы планируете? Какие бюджетные планки для своих продуктов вы ставите на этот год?
- Кризис существенно повлиял на стоимость продукта. У каналов сейчас нет денег, им вообще сложно что-то прогнозировать. Продукт, который в прошлом году стоил 50 тысяч за серию, в этом году оценивается только в 15 тысяч. Соответственно, все это повлияло и на производственные бюджеты. С одной стороны, цены на производство начали падать (в частности на актеров, аренду техники), то есть снимать стало существенно дешевле, но, с другой стороны, и продавать стало значительно дешевле. К тому же, в отличие от предыдущих лет, сейчас дешевле производить как раз в России (там больше техники и возможностей, да и цены на все значительно упали). В этом отношении Украина сейчас потеряла свои преимущества.
- Проданы ли телефильмы и сериалы, снятые в прошлом году, на украинский рынок?
- В настоящий момент мы ведем активные переговоры с украинскими телеканалами.
- По словам Бориса Фуксмана, сейчас одним из основных заданий компании является поиск нового партнера на украинском рынке вместо «1+1». На кого теперь планирует ориентироваться компания?
- Да, на украинском рынке у нас пока нет постоянного партнера. Пока идет обсуждение сотрудничества со многими каналам и поиск форматов. Интересы у каналов самые разные. Например, сегодня обсуждалась возможная съемка сериала только для украинского рынка, для одного из наших каналов, соответственно, с другими бюджетами и ценами.
- Какие каналы заинтересованы сегодня в продукции УМГ?
- Вообще, заинтересованность в продукции есть у всех каналов. Полгода было полное затишье и все каналы использовали свою библиотеку (она есть всех, у кого-то на год, у кого-то на полгода). Потому в последние полгода ничего не покупалось и не продавалось, кроме давно запланированного и утвержденного. Но библиотеки каналов не бесконечны, они заканчиваются. И даже в условиях кризиса и падения рекламных бюджетов каналам надо что-то показывать. Они вынуждены покупать продукт. Поэтому и в нашем продукте заинтересованы все.
- Борис Фуксман говорил, что «1+1» отказывается покупать продукцию УМГ...
- Я не могу сказать, что канал отказывается. В настоящий момент он активно развивает собственное производство, поскольку это входит в стратегические планы акционеров и инвесторов. С другой стороны, на украинском рынке существуют производственные компании, зарекомендовавшие себя в телепроизводстве, и «1+1» может обратиться к любой из них.
- Вы сейчас ориентируетесь на поиск такого основного партнера, как «1+1» или будете работать с разными компаниями?
- Мы планируем работать с разными каналами. Конечно, гораздо проще иметь одного партнера и быть уверенными в наличии заказов. Но, с другой стороны, это сильно расслабляет и не всегда способствует созданию конкурентоспособного продукта, а мы хотим, чтобы качество всегда было высоким. Сейчас каналы пытаются укрепить свои позиции и работать на свою зрительскую аудиторию, так что они нуждаются в разном продукте.
- Какова нынешняя антикризисная стратегия УМГ?
- Наша антикризисная стратегия - это создание телевизионного подразделения именно под украинский рынок. К тому же телеканалы заинтересованы в данной продукции, особенно сейчас - аутсорсинг более выгоден каналам, чем производство собственными силами. Гораздо проще заказать продукт на стороне, получить его за фиксированную сумму денег и четко знать, что этот слот стоит $10 тысяч или $50 тысяч, а не неизвестно сколько плюс все накладные затраты на производство.
- Но в то же время каналы почему-то чаще всего самостоятельно производят свои шоу... Например, ICTV осенью запустил ряд своих проектов, «1+1» производит продукт исключительно собственными силами, достаточно сильное производство у СТБ, «Интер» также заявил, что будет ориентироваться на собственный продукт и даже его продавать. Как вы считаете, какая схема сегодня более выгодна каналам?
- Отдельные продакшны и продакшны на каналах будут активно развиваться. Поскольку зрителя достаточно сложно привязать к каналу сериалом, это делается и с помощью оригинальных программ, которые укрепляют позиции канала. Например, с этим ассоциируется СТБ.
- Да, но СТБ производит шоу самостоятельно.
- Насколько мне известно, потребность в заказах у канала есть. Все каналы сейчас заинтересованы в качественном аутсорсинге, потому что ни на одном канале нет сильного продакшна, который сможет покрыть все его потребности. Развивать собственный продакшн каналам, безусловно, выгодно. Но, к счастью для нас и к сожалению для каналов, это не выгодно во время кризиса. Сейчас лишь немногие могут позволить себе самостоятельное производство. А получить качественный продукт за небольшие деньги сейчас проще, правильнее и выгоднее.
- Как вы оцениваете своих конкурентов, у которых тоже есть телевизионные подразделения (например, Film.Ua, «Стар медиа»)?
- Это две компании, которые в основном ориентируются на производство фильмов, теленовелл, телесериалов и их дистрибуцию. Кроме того, они активно развивают и производство телевизионных программ, то есть для нас это сильные конкуренты. Но мы считаем, что здоровая внутренняя конкуренция стимулирует активность и дальнейшее развитие нашей компании.
- Какую нишу вы собираетесь теперь занять в производстве телевизионных проектов?
- В первую очередь, у нас работает общественно-политическое направление, которого ни у Film.Ua, ни у «Стар медиа» нет. У нас есть люди, которые обладают большим опытом именно в этом направлении. Кроме того, благодаря сложившимся связям и наработкам, а также в связи с нынешней финансовой ситуацией мы можем предложить продукт дешевле, чем он стоит: мы делаем готовый продукт по той стоимости, которую может оплатить канал, и ищем для этих телевизионных программ спонсора, который может оплатить производство. В итоге мы приносим каналу готовый продукт со спонсором. Например, в развлекательных шоу мы будем использовать продакт плейсмент в графике канала, в ток-шоу возможны другие варианты, все будет зависеть от договоренностей со спонсором. Это интересно и каналам, которые получают дешевый и качественный продукт за гораздо меньшее деньги, чем он стоит, и нам - потому что мы получаем свою прибыль, - и, конечно же, спонсору.
- В проекте Анны Безулик вы тоже использовали такой подход?
- Использовать это для политического шоу нам не хотелось. Находить спонсора под политическое шоу - очень рискованное мероприятие, ведь такой проект должен быть абсолютно незаангажированным и независимым. На сегодня весь бизнес так или иначе связан с политикой, потому мы приняли решение, что политические и социальные проекты делаются по другому принципу - под заказ канала, и если есть спонсор, то мы не вшиваем его в продукт. А вот к развлекательным проектам и познавательным ток-шоу этот подход будет применяться.
- Почему вы решили начать производство телепрограмм именно с политического шоу?
- У нас были люди, с которыми мы работали в течение многих лет. К тому же, так сложилась ситуация, политический продукт сейчас - самый популярный в Украине.
- Действительно, наиболее популярными шоу сейчас являются «Свободы», но ведь их на сегодня немало...
- И тем не менее это один из самых привлекательных телепродуктов. Сейчас зритель воспринимает политиков как членов семьи, а политику - как сериал. Потому такой формат сегодня очень востребован. Мы же делаем то, что каналы готовы купить.
- Насколько изменилась стоимость производства «Я так думаю с Анной Безулик» в сравнении с тем, когда проект готовил сам канал?
- Во-первых, изменился рынок, изменились цены. Кроме того, на «1+1» - за счет того, что это огромнейшая структура - очень много людей, которые исполняют общепроизводственные функции. Потому сложно сравнивать стоимость производства. То, что сейчас является прямыми затратами, на «1+1» было общестудийными затратами. Могу сказать, что сейчас мы снимаем рациональнее. К тому же длительность программы стала больше.
- Почему проект был продан именно на 5 канал? Был ли интерес у других каналов к этому формату?
- 5 канал сразу же проявил интерес к политическому шоу такого рода. И так получилось, что с ними было легко вести переговоры, у нас не возникало проблем. Продукт предлагался на рынке и другим каналам, но детальные переговоры мы вели с 5-м. К тому же те, каналы, у которых есть «Свободы», не были заинтересованы в таком продукте, а 5-му это шоу подходило по формату.
- Почему не удалось договорится с Первым национальным?
- С Первым национальным мы не вели глобальных переговоров. Нас сразу устроили условия, предложенные 5-м каналом, и далее мы переговоров ни с кем не вели.
- Что это были за условия и на какой период подписан договор?
- Договор подписан на год, на 45 выпусков - с марта 2009-го по март 2010-го. Мы им продаем готовый продукт.
- Шла ли речь и о других программах, которые УМГ может предложить 5-му каналу?
- Нет, этот договор касается только «Я так думаю с Анной Безулик», и он предусматривает пролонгацию, если обе стороны будут в этом заинтересованы, и на следующий год. По всем новым продуктам у нас с 5-м каналом нет никаких обязательств. Да, мы планируем запускать новое политическое шоу, работать над которым будет Анна Безулик. И, естественно, мы его в первую очередь предложим 5-му каналу. Но это не означает, что если мы получим более выгодное предложение, мы обязаны продать его 5-му.
- Не было ли у «1+1» претензий к названию шоу?
- Нет, не было. «Я так думаю с Анной Безулик» - это новое название, оно зарегистрировано на УМГ. И оспаривать его хоть и можно, но бессмысленно. «1+1» самостоятельно принял решение, что ни этот формат, ни ведущая им не нужны.
- Довольны ли вы результатами трансляции проекта? И ставит ли 5 канал какие-то рейтинговые обязательства?
- Подобных условий в договоре нет. Программа идет с показателями выше средней доли канала, что и нас, и канал радует.
- Кто еще из старой команды «1+1» перешел в УМГ?
- Во-первых, это редакторская группа Анны Безулик. Также и в управлении холдинга есть несколько человек с «1+1». Мы друг друга хорошо знаем, это люди, в которых я могу быть полностью уверена, и в любой ситуации могу на них положиться. В частности, к нам перешла финансовый директор холдинга Татьяна Погребняк, она в последние годы была финансовым директором «Видео Интернешнл - Приоритет»; наш главный экономист холдинга, который отвечает за все направления бизнес-проектов, - Татьяна Куц, которая также работала на «1+1».
- Планируете ли вы запускать проекты с бывшими лицами «1+1» помимо Анны Безулик? Например, с Анатолием Борсюком, Вячеславом Пиховшеком?
- Мы в принципе рассматриваем эти варианты. С Борсюком мы обсуждали один из проектов. В пилотных выпусках мы хотим пробовать кое-кого из бывших лиц канала. Это не значит, что они обязательно появятся в каких-то наших проектах, но они будут рассматриваться как кандидатуры. Предлагая каналу формат программы, мы предлагаем и несколько потенциальных ведущих. Под молодежные и развлекательные проекты будем искать новые, молодые, незнакомые лица. Все будет зависеть от того, на какой формат мы найдем покупателя. В любом случае каналы утверждают ведущих на ту или иную программу.
- Будут ли у вас авторские проекты?
- Авторским у нас будет наш второй социально-политический проект. Остальные форматы, которые мы рассматриваем, менее авторские. Это скорее развлекательные и познавательные ток-шоу.
- Какие еще подразделения телевизионных проектов вы собираетесь открыть? Раньше Борис Фуксман говорил о создании музыкального подразделения.
- Да, у него есть такая мечта. Это будет производство больших музыкальных шоу. Это очень большие и дорогие проекты, и сделать их можно будет, когда каналы смогут себе их позволить. Надеюсь, что мы осуществим эти планы, когда Украина начнет выходить из кризиса.
- Планируете ли вы производить большие проекты на два рынка, как это в свое время было с «Самым умным»?
- Мы обсуждали с российскими каналами возможность совместного производства состязательных шоу, причем соревнования могут быть любого рода между участниками разных стран. Но и это масштабные по бюджетам проекты, которые мы себе пока не можем позволить финансово. Кроме того, украинские каналы заинтересованы в украиноязычном продукте и украиноязычных ведущих.
- По какому международному формату вы будете производить проект?
- Пока нет конкретных договоренностей с каналами, я бы не хотела об этом говорить. Могу только сказать, что это формат компании Sony (мы приобрели опцион на его покупку). Сейчас активно обсуждаем проект с украинскими каналами, поскольку планируем осенью его запустить. В ближайшее время я планирую ехать в Будапешт на форматный рынок, и возможно, что появятся какие-то интересные предложения.
- Марина Вильямс в комментариях ТК говорила, что Endemol ищет партнеров на украинском рынке. Интересно ли вам такое сотрудничество, и если да, то в каких формах?
- Мы активно общаемся с Мариной Вильямс. На мой взгляд, форматы Endemol - одни из лучших, и мы, конечно же, заинтересованы в таком сотрудничестве. Возможны разные варианты: это и покупка формата, и совместное производство. Но пока конкретных решений и предложений нет. То, что нас заинтересовало, - это дорогие проекты, а сейчас мы ищем что-то менее затратное.
Наталія Данькова - telekritika.ua
Источник: МедіаБізнес
|