Понедельник, 22 июня
«Монолог». Павел Финн
2009.
Первые работы были сделаны им на Центральной студии документальных фильмов в начале шестидесятых. Он несколько лет занимался журналистикой, публиковался в центральных газетах и журналах, постоянно сотрудничал с Молодежной редакцией Центрального телевидения. А в 1970 г. вышел первый художественный фильм – «Миссия в Кабуле». С тех пор по его сценариям и при его участии снято более 40 кинофильмов.
«Голливудская коллекция». Ширли Маклейн. Сок от каблучков
Документальный сериал. 1995.
Сама внешность актрисы — большие голубые глаза, вздернутый носик, широкая обаятельная улыбка, короткая стрижка — делали ее идеальной исполнительницей ролей добрых, простых девушек с открытым сердцем. Врожденный артистизм и интуиция позволили ей быстро освоиться на съемочной площадке. Широкой публике имя МакЛейн стало известно в 1954 году. На Бродвее состоялась премьера мюзикла «Игры в пижамах», а спустя три дня исполнительница главной роли Кэрол Хэни сломала лодыжку. Дальше все произошло как в голливудском фильме. Спасая шоу, продюсеры обратились к девушке из кордебалета. Та за ночь выучила партию и с успехом заменила звезду. Спустя месяц на спектакле побывал голливудский продюсер Хэл Уоллис и предложил МакЛейн роль в фильме А. Хичкока «Неприятности с Гарри» (1954). Начиная с этого времени судьба Ширли МакЛейн будет тесно связана с кинематографом. Сегодня актрисе шестьдесят шесть. Она веселая, рыжая и все время смеется. У нее детские веснушки и нестареющие ноги профессиональной танцовщицы. Еще у нее есть знаменитый брат — Уоррен Бити. А также масса знакомых — близких и очень близких — среди голливудской богемы. Более того, у Маклейн был один русский друг сердечный — Андрон Кончаловский.
«Человек в кадре». Валентина Шагалова
Документальный фильм. 2009.
Сценарий: Сергей Капков.
Фильм из цикла «Человек в кадре» посвящен кинозвезде 50-60-х годов Людмиле Шагаловой. Ее первая же большая роль в фильме «Молодая гвардия» - Валя Борц – была отмечена Сталинской премией. Актриса сразу же начала много сниматься: комедия «Верные друзья», детектив «Дело №306», драма «Дуэль», триллер «713-й просит посадку». Шагалову обожали публика. Известен случай, когда машину с актрисой зрители несли на руках. А в фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» девочки делали прически «под Шагалову», глядя в журнал «Советский экран». Вовремя перейдя на возрастные роли в «Женитьбе Бальзаминова», Людмила Шагалова продлила свой творческий век. Но в начале 90-х она ушла на покой и больше на экране не появлялась. В фильме об актрисе рассказывают актер Александр Панкратов-Черный, режиссеры Владимир Грамматиков и Ярополк Лапшин, киновед Александр Шпагин.
«Монолог». Наталья Варлей
2006.
Сегодня в студии канала «Время» — звезда 60-х годов, героиня самой кассовой кинокомедии советского кино «Кавказская пленница» — Наталья Варлей. Бывшая актриса цирка, она покорила сердца зрителей своей красотой, обаянием и виртуозным исполнением опасных трюков. Песню о белых медведях напевала вся страна. Варлей писали письма и признавались в любви. Этот фильм стал ее визитной карточкой на долгие годы, он же изменил ее судьбу.
Мастера кино. Светлана Крючкова
1985.
Говорят, талантливый человек талантлив во всем. Эти слова относятся и к Светлане Крючковой. Сегодня она - актриса и режиссер, руководитель собственной театральной студии и педагог. В кино она начала сниматься, еще будучи студенткой Школы-студии МХАТ. Тогда в 1973 году она сыграла свои первые роли: Катю в фильме «Двое в пути» и Нелли Ледневу в фильме «Большая перемена». Крючкову называют женщиной-вулканом. Она действительно производит такое впечатление своей творческой неуемностью, поскольку готова играть любые роли - и современные, и классические. Причем все роли Крючковой достаточно разнообразны и по диапазону: она одинаково талантливо играет и в комедиях, и в драмах. В программе принимают участие: Светлана Крючкова, Александр Адабашьян, Юрий Богатырев.
«Подъем». Группа «Чайф»
В гостях программы «Подъем» телекомпании «Свежий ветер» (идея создания которой, кстати, принадлежит Дмитрию Диброву и Константину Эрнсту) группа, чью песню «Никто не услышит» можно без лишней скромности назвать по-настоящему народной. Даже название ей народ дал своё собственное – «Ой-йО». Музыкантам пришлось согласиться. Ведь, как известно, любое произведение (песня-книга-фильм-стих) когда-нибудь начинает жить собственной жизнью – хочет этого автор или нет. После демобилизации из армии Владимир Шахрин работал на стройке монтажником-землекопом. Женился. Родилась дочь. Вступил в МЖК (молодежный жилищный комплекс). Его тогда и называли не иначе, как «Бобом Диланом с МЖК». Концерты проходили в местном клубе. Чтобы не навлекать на себя беду в отчетах руководству писалось, будто выступала не рок-группа, а фольклорный ансамбль. А потом Шахрин стал депутатом Кировского райсовета Свердловска. В СУ-20 пришла разнарядка: нужен молодой человек двадцати семи лет, рабочий, желательно, не очень пьющий… «Они посмотрели списки, нашли двоих подходящих, один был в командировке, – рассказывает Шахрин. – Меня вызывают в партком, объясняют задачу, а я что-то засомневался. Они говорят: «Дурак, ты же в МЖК рвешься, тебе там активность нужна, а куда активней, когда ты депутат?»... И еще – один день в месяц на работу не ходить, и бесплатный проезд на транспорте». Бесплатный проезд его добил, Шахрин стал депутатом и даже напросился в комиссию по культуре. Гитарист Владимир Бегунов в это время трудился милиционером, подписав по глупости контракт на три года. Однажды произошла такая история. В лютый мороз грелся Бегунов в милицейском уазике. Увидел Вячеслава Бутусова. Из машины вылезать не хотелось, а поболтать было бы в самый раз. Он возьми и крикни в громкоговоритель: «Гражданин Бутусов! Подойдите к машине!»… А тот с перепугу метнулся в кусты. Много позже Бегунов рассказал об этом случае во время дружеского застолья. Все смеялись, а Бутусов мрачно произнес: «Так это ты был, сволочь!». В студии программы «Подъём» группа «Чайф» шутит, общается с телезрителями и поёт любимые многими песни. А до выступления артистов зрителям покажут художественный фильм Сергея Соловьёва 1969-го года по рассказу А.П.Чехова «От нечего делать» из киноальманаха «Семейное счастье». В ролях – Алиса Фрейндлих, Вячеслав Тихонов и Николай Бурляев.
«Роли исполняют…». Встреча с Людмилой Ивановой
2007.
Ведущая: Марина Райкина.
Сегодня в программе «Роли исполняют» в гостях у Марины Райкиной – замечательная актриса Людмила Ивановна Иванова. Ведущая исполнительница небольших, характерных ролей в кино и на сцене театра "Современник". Героини Ивановой - энергичные тетки, соседки, сослуживицы, которым до всего есть дело. Лучшая роль - бухгалтер Шурочка в комедии "Служебный роман". Людмила Иванова окончила Школу-студию МХАТа в 1955 году, а вскоре она уже стояла у истоков "Современника". Актриса участвовала во всех эпохальных спектаклях теперь уже легендарного театра и остается ему верна и по сей день. Правда, преданно служит Иванова не только "Современнику". Она - бессменный художественный руководитель театра "Экспромт" со дня его основания в 1990 году. А помните строчки: "Приходит время, с юга птицы прилетают, люди головы теряют, и не до сна...", это все тоже Людмила Иванова – автор и исполнитель многих знаменитых песен.
Песня-78
1978.
Один из самых удачных фестивалей, целый ряд песен обрели огромную популярность. Вместе с Софией Ротару выступил мэтр чехословацкой песни Карел Готт, оригинальным стало появление молдавского ансамбля «Оризонт» с одной из лучших своих песен «Калина», удачен дебют Рената Ибрагимова и Яка Йоалы. Алла Пугачева исполнила одну из своих главных песен «Женщина которая поет», а также «Песню первоклассника». Принимают участие: Большой детской хор ЦТ и ВР п/у Виктора Попова с песенкой «Вместе весело шагать», Людмила Сенчина с песней «У природы нет плохой погоды» (из к/ф «Служебный роман»), Алла Пугачева с «Песенкой первоклассника», Валентина Толкунова, Эдуард Хиль, Эдита Пьеха, Яак Йоала, Ольга Воронец, Роза Рымбаева, Иосиф Кобзон, София Ротару с песней «Обычная история», Юрий Богатиков, Ксения Георгиади, Юрий Богатиков и ВИА «Пламя» с песенкой «Идет солдат по городу», Ренат Ибрагимов, Валентина Толкунова, ВИА «Оризонт», Галина Беседина и Сергей Тараненко, Алибек Днишев, Вахтанг Кикабидзе, Карел Готт (Чехословакия), Лев Лещенко с песней «Притяжение земли». Ведущие - Александр Масляков и Светлана Жильцова.
Вторник, 23 июня
«Золотой винил». «Синий платочек»
2009.
Ведущий: Олег Нестеров.
В свое время в этой песне критики усмотрели «сомнительные интимные интонации» и даже посчитали пошлой. Речь идет о том самом «синеньком, скромном» платочке, который в репертуаре Клавдии Ивановны Шульженко стал знаковым.
Личное дело Анны Ахматовой
Документальный фильм. 1989.
Фильм посвящен 100-летию со дня рождения русской поэтессы Анны Ахматовой. Об Анне Ахматовой вспоминают люди, близко знавшие и любившие ее. Ахматову рисовали и фотографировали несметное число раз, но почти не снимали на кинопленку. Немногочисленные известные кинокадры вошли в документальный фильм С.Д.Арановича.
«Чтобы помнили». Николай Сергеев
Ведущий: Леонид Филатов.
Леонид Филатов вспоминает Николая Сергеева . Хотя в кино он впервые снялся в 1937 году, дебютировав ролью командира фашистской эскадрильи в фильме "Глубокий рейд", известность ему принесли роли возрастные. Этапной в этом отношении для него стала роль старого рабочего Басманова в картине Иосифа Хейфеца "Большая семья" (1954). В этой картине актера заметил Михаил Швейцер и дал ему создать совершенно противоположный образ - скупого крестьянина Силантия Ряшкина в "Чужой родне" (1955). С этого момента Николая Сергеева стали приглашать ведущие советские режиссеры, и вскоре он оставил театр ради кино.
Вперед, заре навстречу
1966.
О создании легендарной революционной песни 14:41 ТДФ-001076рассказывает горячий пролетарский поэт Александр Безыменский. Пустые, мистические, уклоны, выспренные идейки о "чистом искусстве", об "искусстве для искусства" были совершенно чужды поэту. Это с его уст сорвалось признание, на которое решится далеко не всякий поэт: «Прежде всего я член партии,// А стихотворец - потом». Фильм, созданный к 50-летию советской власти, рассказывает об истории создания песни «Вперед, заре навстречу». Кадры ключевых событий страны сопровождает рассказ поэта о создании им комсомольской песни в 1922 году с использованием тирольской мелодии.
«Бомонд». Лариса Долина
Знаменитая певица – в студии программы Бомонд (ведущий Матвей Ганапольский). В середине 80-ых министр культуры СССР Мелентьев издал указ об увольнении иногородних из всех концертных организаций Москвы. Ларисе Долиной с годовалой дочкой на руках пришлось уволиться из ансамбля «Современник» Анатолия Кролла и уехать к родителям бывшего мужа в Питер. Только в начале 90-ых в ее судьбе произошел перелом. В 1991 году она была удостоена титула «Лучшая певица года» на всесоюзном конкурсе «Профи», а два года спустя ей присвоили звание Заслуженной артистки России. Это позволило Ларисе Долиной вернуться для работы в Москву, но еще долгое время столичная прописка в ее паспорте отсутствовала. Мы предлагаем вниманию зрителей концерт, посвященный 40-летию со дня рождения певицы с участием Валерия Леонтьева, Иосифа Кобзона, Лолиты, Леонида Ярмольника, Александра Пескова, Вячеслава Добрынина, Анатолия Кролла и др. Лучшим подарком для Долиной в этот день стало выступление ее 10-летней дочери Лины Миончинской.
«Кинорежиссёр: профессия и судьба». Семён Аранович. Последний кадр
Очередной документальный фильм из цикла «Кинорежиссер:профессия и судьба», посвящен Семену Арановичу. С 1971 года он работал в жанре игрового художественного кино на киностудии «Ленфильм», поставив первый фильм «Красный дипломат». В последствии во многих своих картинах он мастерски использовал вставку документальных кадров в игровые фильмы и съёмку под «документальное» кино. Большой творческой удачей режиссёра стала картина «Торпедоносцы» (1983). Несмотря на то что в создании картины принял участие опальный тогда Алексей Герман, ленту с минимальной цензурной правкой удалось донести до экранов. Картина стала одной из наиболее известных и пронзительных лент посвящённых войне.
«По волне моей памяти». Екатерина Семёнова
2007.
Ведущий: Олег Нестеров.
«Я не поддаюсь обучению. Моя учительница по музыке Евгения Александровна Штайнберг все время говорила: « Когда этот крокодил закончит музыкальную школу, я приду к памятнику Пушкина, напьюсь как свинья и пусть меня забирают в милицию, несмотря на то, что я заслуженный педагог». Как гроза учителей превратилась в певицу и композитора, расскажет она сама - гостья Олега Нестерова - Екатерина Семенова.
Среда, 24 июня
«Роли исполняют…». Альберт Филозов
Средняя школа в Свердловске, студия детской оперы при Доме пионеров, завод «Шарикоподшипник» и, наконец, школа-студия МХАТ. На вступительные экзамены пришел с друзьями за компанию, однако то, что взяли именно его, случайностью не считает. Театр стал его судьбой. Впрочем, и вниманием кинорежиссеров артист не обделен. Широкому же зрителю Альберт Филозов стал известен после выхода на экраны фильмов "Тихоня", "Вам и не снилось…", "Ночные забавы". В театре же самый большой успех актеру принесли спектакли Анатолия Васильева в Московском драматическом театре имени К.С. Станиславского "Взрослая дочь молодого человека" и "Серсо", которые в свое время помогли "оттаять" и очнуться целому пласту московской интеллигенции.
Дефицит на Мазаева
Спектакль. 1979.
Режиссер: Валерий Фокин.
В ролях: Альберт Филозов, Наталья Архангельская, Марина Шиманская, Михаил Козаков, Тамара Дегтярева, Александра Турган, Сергей Сазонтьев, Петр Олев, Виктор Тульчинский, Света Рюрикова.
Телеспектакль по произведению Виктории Токаревой. Главного героя - переводчика Мазаева, одинокого чудака, доброго и отзывчивчевого человека, живущего по законам романтика-идеалиста, сыграл Альбер Филозов, пожалуй, один из самых интересных актеров Советского Союза. Необычная внешность и яркая игра подарили зрителю роли странных людей, выделяющихся из массы.
Дуремар и красавицы
Для своих поклонников, зрителей и коллег Владимир Басов был успешным актером и режиссером. Но мало, кто знал, что несколько раз в своей жизни он был на волосок от смерти, что он - лопоухий и нелепый - влюблял в себя самых красивых женщин страны. Мало, кто знал о его любви к деньгам, к славе, к дорогим и красивым вещам. Для окружающих он всегда был жизнерадостным, благополучным, фонтанирующим. Басов действительно старался выглядеть таким, но только он сам знал, чего это стоило ему. Всех привлекала его актерская гибкость, искрометность, легкость, и, конечно же, необычная внешняя фактура. Имея такую внешность – лопоухий, ассиметричный, и даже нелепый – в кадре Басов преображался, в считанные мгновения, превращаясь в обаятельного героя. Но самое удивительное то, что с такой нескладной внешностью Басов влюблял в себя самых красивых женщин советского кино. Ни одна из его трех жен – ни Роза Макагонова, ни Наталья Фатеева, ни Валентина Титова, красивейшие женщины – не смогли устоять перед натиском Владимира Басова. Он умел ухаживать, покорять, используя свое главное оружие – бесконечное внимание к женщине, в которую он был влюблен. В своих решениях жениться, Басов всегда был стремителен. Никогда не мучил своих избранниц долгими ухаживаниями, сразу же предлагал руку и сердце. Но, женившись, Басов превращался в жуткого собственника, ревнуя жен к работе, к друзьям, другим режиссерам. В результате, все три брака закончились разводами. Самой главной страстью Басова было кино, которым он бредил до конца своих дней. Даже совсем больной, после инсульта, он приходил на съемочную площадку или в аппаратную монтажа, чтобы работать. Когда его разбил второй инсульт, и возможности работать уже не было, для Басова это стало настоящей трагедией.
«Золотой винил». «В лесу родилась елочка»
2008.
Ведущий: Олег Нестеров.
«В лесу родилась елочка, в лесу она росла…», - эти строчки знает каждый и именно об этой песне мы вами сегодня расскажем! Стоит только отвлечься от привычно теплых чувств, связанных с «Ёлочкой», как становится заметно, что сам текст песенки особыми поэтическими достоинствами не блещет и подобных ему написано сотни и тысячи. Но, так или иначе, песня «Елочка» стала для своих авторов «счастливым билетиком» на аттракцион вечности. Вот уже действительно неисповедимы иногда пути к популярности! История новогоднего гимна всего СССР с самого начала была полна тайн и случайностей. Во-первых, ее авторы так никогда и не были знакомы. Во-вторых, оба они были любителями, то есть, к поэзии и музыке относились исключительно как к хобби, и на всенародную славу на этом поприще не рассчитывали. В далеком 1903 году стишок «Елочка» написала 25-летняя гувернантка Раиса Кудашева и послала в журнал «Малютка». Именно там его увидел ученый, биолог и агроном Леонид Карлович Бекман. Он души не чаял в своей маленькой дочке Верочке и перед сном пел ей песенки - придумывал мотивы к детским стишкам. И вот однажды морозным ноябрьским вечером 1905 года Леонид Бекман напел «Елочку». Ноты песенки записала в тетрадку мама Верочки - известная пианистка, профессор Московской консерватории Елена Бекман-Щербина. Так родилась эта песня.
Здравствуй мир, здравствуй друг
1986
Закрытие Игр Доброй Воли в Таллинне. Каре Каукс и Иво Линна, Валерий Леонтьев и Анне Вески, Ирина Понаровская и Владимир Мигуля, Юрий Антонов и Михаил Жванецкий, ансамбли «Маки», «Эолика», «Немо», «Ариэль», «Рок-отель», «Эллада», «Витамин», «Лайнер», «Фестиваль», «Махавок», «Модерн-фокс», «Радар», «Джанг». В финале -наш ответ «We are the world, we are the children»: премьера хита «Здравствуй, мир!» в исполнении советских поп-звёзд. Ведущие – тележурналист Урмас Отт и диктор ЦТ Марина Бурцева.
Гений Места. Сан-Франциско - Джек Лондон
Продолжаем цикл «Гений места с Петром Вайлем», каждая серия которого – это рассказ о городе как о месте жизни и творчества выдающегося человека, наиболее полно воплотившего в себе дух своей эпохи. Хотите узнать, что собой представляли Афины при Аристофане, Мюнхен при Вагнере, Лос-Анджелес при Чарли Чаплине? Вас ждет увлекательное путешествие по двадцати трем города мира: Европа, Азия, Северная и Южная Америка…. Сегодня речь пойдет о Джеке Лондоне и Сан-Франциско.
«Человек в кадре». Владимир Фёдоров
2008.
Сценарий: Сергей Капков.
Фильм из цикла «Человек в кадре» посвящен самому маленькому актеру — Владимиру Федорову. Бывший физик-ядерщик, ученый, диссидент, меломан Владимир Федоров 35 лет назад попал в кино — сыграл Черномора в сказке «Руслан и Людмила». С тех пор он снялся в полусотне фильмов, сыграл множество ролей на сценах Театра «У Никитских ворот» и МХТ. В фильме актер рассказывает о своих увлечениях, о тяжелой жизни «нестандартного» человека, безответной любви, гибели своих детей, коллегах по экрану и сцене. В фильме также участвуют режиссер Марк Розовский и жена Вера Федорова.
«Вокруг смеха» №14
1982.
На советском телевидении было много скучной обязаловки, много совковых передач, но были программы, которые телезрители смотрели от всей души. Попробуйте сдержать улыбку, когда на сцену выходят Карцев и Ильченко, Жванецкий, Хазанов, Райкин, Тарапунька и Штепсель и другие веселые люди. Популярная и единственная юмористическая передача тогда просуществовала в эфире с 1978 по 1991 год. Ведущий – поэт-пародист Александр Иванов. Этот выпуск программы посвящён пародии во всех ее проявлениях. Выступают: Виктор Веселовский (зав. Отделом сатиры и юмора «Литературной газеты»), поэты-пародисты Юрий Левитанский и Алексей Пьянов, писатель-юморист Аркадий Ильин, драматург Эдвард Радзинский, писатель Зиновий Поперный, Геннадий Хазанов. А.Иванов читает эпиграммы.
«Это было недавно…». Борис Александрович Покровский рассказывает
1981.
Великий оперный режиссер Борис Александрович Покровский руководил Большим театром 30 лет. Хранитель традиций культуры 19 века, в 20-м он выступил как новатор в своих оперных постановках. Его новации уже стали классикой. В 21-й век Борис Покровский вошел, назвав себя "консерватором". В передаче режиссер вспоминает о своих работах, об исполнительском мастерстве Галины Улановой и Клавдии Шульженко.
Четверг, 25 июня
«Человек в кадре». Ирина Метлицкая
2009.
Сценарий: Алексей Вескер.
Очередной документальный фильм из цикла «Человек в кадре» посвящен Ирине Метлицкой. Она обладала довольно редким и изысканным типом красоты, не имевшим аналогов в отечественном кинематографе. В ней не чувствовались родные просторы — сугубо городская женщина, причем женщина интеллигентная. Ее красота не была вызывающей, скорее таинственной и неземной, ее талант удивлял неординарностью, глубиной переживаний и тонкостью самовыражения. Ее обожали коллеги, немного побаивались режиссеры, ее боготворили мужчины. Она самозабвенно любила жизнь, а та царским жестом одаривала ее поистине бесценными подарками. Но ошибки случаются и в небесной канцелярии - однажды ее Величество Смерть вытянула карту с ее именем. Актрису вспоминают: Роман Виктюк,Александр Прошкин. Никас Сафронов и другие.
Роковая война. Фотография бездны
Философско-художественное осмысление феномена войны. Уникальная и очень тонкая подборка кинохроники начала XX века: от записей психоаналитических сеансов, военных парадов, научных экспериментов, до редчайших кадров с выставок кубистов (есть даже маленький фрагмент кубистического мультика!), частной видеохроники (званые обеды, прогулки, модные показы). Фильм И Дыховичного - настоящая видео-энциклопедия мировой истории XX века до окончания первой мировой войны. Фильм также о закате Европы и о том колоссальном уроке который получила Европа в XX веке…
Волшебный фонарь
Музыкальный фильм. 1976.
Режиссер: Евгений Гинзбург.
В фильме участвовали: Спартак Мишулин, Людмила Гурченко, Любовь Полищук, Валентина Шарыкина, Геннадий Хазанов, Евгений Моргунов, Наталья Селезнёва.
Музыкальный фильм-пародия на шедевры мирового кинематографа стал необъявленной сенсацией на советском телевидении. Без объявления в программе его поставили в эфир в Пасхальную ночь как альтернативу Крестному ходу. Это первая работа, принесшая ЦТ главный приз международного фестиваля «Золотая роза Монтрё» в Швейцарии и очередной выговор режиссеру Евгению Гинзбургу от Сергея Лапина за «хулиганство». Программа побила все рекорды по запрещенности используемой музыки («Биттлз», «Иисус Христос Суперзвезда», «Крестный отец»), а также вывела Николая Караченцова на первое место по созданию женских образов среди актеров-мужчин.
«Роли исполняют…». Встреча с Аллой Коженковой
2008.
Ведущая: Марина Райкина.
Сегодня в студии программы «Роли исполняют» в гостях у ведущей Марины Райкиной театральный художник Алла Коженкова. Карьера сценографа, человека, который оформляет спектакли, - на первый взгляд весьма экзотична. Сценографы наперечет, они востребованы, их ищут, зазывают, соблазняют гонорарами. Если, конечно, они талантливы и готовы работать не покладая рук. Алла Коженкова невероятно талантлива и работоспособна. По ее словам, ей в детстве, очевидно, не хватало красоты и праздника, поэтому она всегда рисовала дворцы и мечтала работать в театре. Всю жизнь она помнит слова, которые в детстве ей сказал отец: "Ты должна работать так, чтобы тебя пригласили второй раз". Такие прогремевшие в свое время спектакли, как "Служанки" и "М-Баттерфляй" принесли ей мировую известность. Она много работала с театрами им. Моссовета и Вахтангова, шесть лет была художником у Аркадия Райкина. Алла Коженкова оформила более 300-от оперных, балетных и драматических постановок. Её работы хранятся в музее имени Бахрушина, Театральном музее Санкт-Петербурга, Пермской художественной галерее, в московском музее музыкального искусства и в частных коллекциях по всему миру.
Лермонтов - художник
1972.
В 1967 году Ираклий Андроников получил за свою просветительскую работу Государственную премию СССР, а позже был отмечен Ленинской премией. Андроников много занимался наукой, его называют «Главным лермонтоведом Советского Союза». Классикам русской литературы Юрию Лермонтову и Александру Пушкину он посвятил целый цикл телевизионных лекций. На этот раз Андроников рассказывает о Лермонтове, как о художнике: о картинах, акварелях и рисунках поэта.
«Золотой винил». «12 стульев»
2007.
Ведущий: Олег Нестеров.
Музыкальная комедия Марка Захарова «12 стульев» была снята в 1977 году творческим объединением «Экран». Успех фильму обеспечила не только великолепная игра актёров, - а в нём приняли участие Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Ролан Быков, Любовь Полищук, - но и прекрасные песни, авторами которых стали композитор Геннадий Гладков и поэт Юлий Ким. Своим приходом в кинематограф Геннадий Гладков, по его собственным словам, во многом обязан другу детства - Василию Ливанову. Именно он привлек Гладкова к работе над его первой мультипликационной лентой «Самый, самый, самый». Потом последовали легендарные «Бременские музыканты» и другие работы. «Если бы формула успеха существовала, все бы сочиняли только шедевры!» - сказал как-то композитор. Когда слушаешь его произведения, сомнений в том, что он этой формулой обладает, не остаётся. Для выражения внутреннего состояния героя и общего настроения эпизода важна музыка. Но успех песни зависит не только от запоминающейся мелодии, но и от точно подобранных слов. Автором текстов в картине «12 стульев» выступил поэт Юрий Михайлов, более известный нам, как Юлий Ким. Юлий Ким вспоминает о работе над картиной: «Несомненно, должна была прозвучать «Песня о Рио-де-Жанейро», потом любовная для эпизода охмурения мадам Грицацуевой, и, разумеется, песня на пароходе. Только «Белеет мой парус такой одинокий» не планировалась Марком Анатольевичем, я ее сам предложил, и она неожиданно стала сквозной темой фильма.
День артиста
1974.
Телеканал «Время» представляет фильм-концерт, который включает в себя отрывки из лучших театральных работ Михаила Ульянова, спектаклей: «Принцесса Турандот», «Антоний и Клеопатра», «Идиот», «День-деньской». Критика называла Ульянова наиболее ярким и самобытным актером отечественного театра и кино, и даже приписывала ему некую особую «внешность социального героя». «... Пик мой творческий — позади. Началось новое время, а я — человек того, прошедшего. И даже попал в виноватые за то, что прожил жизнь такую, какая у меня сложилась», — написал Михаил Ульянов в своей последней книге.
Творческий вечер композитора Яна Френкеля
1982.
Настоящее имя Френкеля Ян Томпа - так его назвали в честь известного эстонского революционера. Мало кто знает, что долгое время композитор с женой Наташей и дочкой Ниной ютились в крохотной комнатушке московской коммуналки. Сочиняя, Ян Абрамович любил напевать вслух, что отнюдь не приводило в восторг его многочисленных соседей. Это становилось причиной ссор и мелких пакостей с их стороны - на талант своего знаменитого жильца им было совершенно начхать. В 1969 году Френкель написал свою самую знаменитую песню "Журавли" на стихи Расула Гамзатова. Впервые ее исполнил смертельно больной Марк Бернес в редакции газеты "Комсомольская правда", где присутствовали маршал Конев и другие видные военачальники. После чего Конев поднялся, подошел к Френкелю и Бернесу, и со слезами на глазах сказал: "Спасибо! Как жаль, что нам отказано в праве плакать". В творческом вечере Яна Френкеля принимают участие Валентина Толкунова, Иосиф Кобзон, Анатолий Чепурной, а также Эстрадно-симфонический оркестр ЦТ и ВР, Московский хор молодежи и студентов п/у Б.Тевлина, Большой детский хора ЦТ и ВР п/у В.Попова и др. Песня «Журавли» прозвучит в исполнении композитора (Запись по трансляции из Колонного зала Дома союзов).
Пятница, 26 июня
«Легенды времени». Юрий Щекочихин
Ночью 3 июля 2003 года в Москве, в реанимации Центральной клинической больницы умер писатель, драматург, журналист, депутат Государственной Думы – Юрий Щекочихин. Умер в результате странной, тяжелой, скоротечной болезни. Диагноз – общая интоксикация организма. Уголовное дело закрыто. Но, друзья, коллеги уверены, журналиста отравили.
Роковая война. Мария Бочкарёва. Зовущая на смерть...
Фильм рассказывает о женщине, ставшей в период Первой Мировой войны одной из самых знаменитых женщин России. Отправившись на войну рядовым солдатом, Мария Бочкарева за годы войны дослужится до офицерского чина, за боевое отличие получит 4 степени Георгиевских крестов, организует первый и единственный "Женский батальон смерти". Корнилов, Родзянко, Брусилов, Керенский, Троцкий, Ленин, Колчак, Вильсон – и это не все имена людей, встретившихся на пути Бочкаревой. Судьба Марии Бочкаревой станет отражением трагической судьбы России в эти роковые годы.
«Эпистолярный жанр». Ремарк
Несколько десятков лет кумирами миллионов наших мужчин и женщин были всего два иностранных писателя - Эрнест Хемингуэй и Эрих Мария Ремарк. Их романы печатались огромными тиражами, книги зачитывали до дыр, давали знакомым под честное слово... Однако в этих книгах не было написано, что двух писателей покорила не менее известная актриса. В 1938 году Ремарк безумно влюбился в Марлен Дитрих, ставшую поворотным пунктом в его судьбе. На страницах романа «Триумфальная арка», где главная героиня - женщина весьма вольных нравов, откровенно списана с Марлен Дитрих. Писатель признавался себе, что она разрушила его жизнь. Письма Марлен, за исключением немногих, не дошли до нас, а письма Ремарка остались - прекрасные и печальные, полные нежности и тоски.
«Роли исполняют…». Борис Хмельницкий
В студии программы «Роли исполняют» Марина Райкниа рассказывает об актере Борисе Хмельницком. Он никогда не устраивал публичных скандалов, хотя любил от души погулять с друзьями, не выносил на страницы «желтой» прессы и глянцевых журналов подробности своих разводов и романов с красивейшими женщинами нашей страны, никогда не бравировал своей дружбой с известными людьми, прежде всего с Владимиром Высоцким. Он всегда как бы находился немного в тени своих, может чуть более успешных товарищей по творческому цеху...
Стихи о прекрасной даме
Спектакль. 1972.
В ролях: Алла Демидова, Борис Хмельницкий.
Алла Демидова и Борис Хмельницкий в телевизионном спектакле по циклу Александра Блока «Стихи о Прекрасной Даме». Наступающую революцию Блок ощущает как развертывающийся хаос. Спасение же видит в божественном начале Мировой души или Вечной женственности. В этот период появляется таинственный и волшебный цикл Стихов о Прекрасной Даме. В лирической героине цикла слились черты загадочной незнакомки и конкретной женщины, Любови Дмитриевны Менделеевой, в которую Блок был страстно влюблен, ставшей впоследствии его женой.
Лицедеи
1984.
Вячеслав Полунин - первый в истории русской клоунады театральный клоун - наш Асисяй. Образ этого персонажа на долгие годы стал визитной карточкой театра «Лицедеи». В 1968 во Дворце культуры им. Ленсовета Полунин создал студию пантомимы, из которой со временем вырос Клоун-мим-театр. Переломным для Вячеслава стал Новый год - 1981-й. Он позвонил в редакцию "Новогоднего огонька" и заявил, что у него есть совершенно новый номер. Никакого номера к этому моменту, правда, еще не было, но было предчувствие, предощущение. Так родился Асисяй - маленький, наивный и трепетный человечек в желтом комбинезоне с красным шарфом и в красных лохматых тапочках. Сегодня Полунин имеет собственную труппу и свой дом-театр под Парижем. Другие «лицедеи» также работают за границей.
Рассыпающиеся звёзды
Мандельштам. Неизбежность Фильм о пророческом предсказании поэтом своей гибели. Режиссер использовал подлинную запись голоса Мандельштама. Комментирует события, происходящие в фильме - поэт Евгений Евтушенко. Режиссер не ошибся с выбором «ведущего»: никто не смог бы понять поэтов серебряного века так, как другой выдающийся поэт. Улицы старого Петербурга создают напряжение, то самое, что много лет было неизменным спутником Осипа Мандельштама, ходившего «по краю».
Автограф
1984
Фильм с участием известной итальянской эстрадной певицы Лореданы Берте, не так давно исключенной из состава участников фестиваля Сан-Ремо за плагиат. Режисер Евгений Гинзбург.
«Монолог». Тамара Москвина
Тамара Москвина - имя в ледовой школе. Имя с очень большой буквы. Тамара Николаевна была в прошлом блестящей фигуристкой. Главный успех в любительском спорте пришел к ней в паре с Алексеем Мишиным – в 1969-м году они победили великую пару Белоусова-Протопопов! В своей тренерской карьере Тамара Москвина добилась поистине грандиозных достижений! Ее ученики завоевывали золото четырех олимпиад, многократно становились чемпионами мира и Европы. Валова, Васильев, Мишкутенок , Дмитриев, Казакова, Бережная, Сихарулидзе – эти имена золотыми буквами вписаны в историю мирового фигурного катания! Как Тамара Братусь стала легендарной Тамарой Москвиной? Легко ли маленькой женщине в мире большого спорта? Обо всем этом в программе «Монолог» рассказывает заслуженный тренер России и СССР Тамара Москвина.
Москвин против Москвиной
Документальный фильм. 1988.
Супруги Игорь и Тамара Москвины воспитали целую плеяду известных ленинградских спортсменов-фигуристов. Легендарный тренер Игорь Москвин пришел в фигурное катание после просмотра трофейного фильма «Серенада Солнечной долины» с Соней Хени. А вживую я увидел выступление фигуристов в 1945 году. Тогда в Союзе проходил матч трех стран по скоростным конькам, а в перерывах выступали фигуристы. - Я сильно удивился, глядя, как они выступают. Мне казалось, что в кино делают трюки. Я так увлекся фигурным катанием, что побежал искать кружок. Нашел его во Дворце пионеров. И в 1956 году Москвин с Майей Беленькой стали первыми советскими фигуристами, выступившими на чемпионате Европы в Париже. Уже будучи тренером Москвин вступил в жестокую конкуренцию с другим тренером фигуристов, собственной женой Тамарой Москвиной. Любящие супруги на площадке становились непримиримыми соперниками. Сам Москвин вспоминает, что дело доходило до драк.
Альтовая соната
«Альтовая соната»- часть из серии документальных фильмов, которые создавались Александром Сокуровым на Ленинградской студии документальных фильмов, объединенные общим «элегическим настроением»… Фильм о гениальном композиторе Дмитрии Шостаковиче начал снимать кинорежиссер Семен Аранович. Сокуров был сначала привлечен к работе по монтажу фото и кинохроникального материала для картины. Но именно он стал разрабатывать структуру всей композиции фильма и определил его эмоциональный строй. Отбор и монтаж подлинных документов вывели фильм из границ биографического сюжета в контекст истории.
Суббота, 27 июня
«Роли исполняют…». Встреча с Борисом Хмельницким
2007.
Ведущая: Марина Райкина.
В программе «Роли исполняют» одно из последних интервью со знаменитым Робин Гудом Советского экрана Борисом Хмельницким. Хотя своей лучшей работой считал совсем другую роль. Но оставаться доблестным рыцарем, всегда и во всем, для него уже было делом чести. Мужественный, романтичный герой с легкостью разбивал сердца зрительниц. Его, кстати, приглашал сниматься в Голливуд сам Кирк Дуглас. Но в советское время осуществить такое было из разряда фантастики. Свою знаменитую бороду Хмельницкий отрастил для роли в картине «Князь Игорь». После чего худрук театра на Таганке Юрий Любимов запретил своему актеру бриться. Сам Хмельницкий называл это феноменом узнаваемости. Говорил, вроде и не так много снимаюсь, а все меня знают. Легендарную Таганку, с которой он начинал свою артистическую карьеру, Борис Хмельницкий покинул еще в начале 80-х. Но до последнего его считали актером именно этого театра. В юности Хмельницкий сильно заикался, и чтобы побороть недуг, решил поступать в театральный ВУЗ. Сначала выпускник Львовского музыкального училища попытал счастья во ВГИКЕ и провалился после первого же тура. Сам Сергей Бондарчук усомнился в его актерском даровании. Через год Хмельницкий поступил в Щукинское, где его и заметил Любимов. От всевозможных званий Хмельницкий всегда отказывался. Заслуженного когда-то променял на «Жигули» вне очереди. Зато потом на свое 65-тилетие сразу стал народным.
Лидочка
На сцене Мариинки юной балерине Лидочке Ивановой – ее гениальными прыжками восхищался весь Петербург - досталось всего три сезона: в 1924-м она утонула в Финском заливе. Большая компания отправилась кататься на лодке, лодка перевернулась, все, кроме нее, спаслись. Легенда - тут же склубившаяся вокруг ранней смерти -гласит, что в компании был поклонник-чекист и утонула девушка не случайно: поклоннику не нравилось, что танцовщица собирается уезжать на заграничные гастроли. В другой версии, чекист был поклонником Ольги Спесивцевой, угрозу карьере которой якобы представляла Лидочка…
«По волне моей памяти». Наталья Штурм
2008.
Ведущий: Олег Нестеров.
Наталья Штурм с детства мечтала об оперной сцене. Но внешние данные, танцевальная пластика и упорный характер выдавали в девушке будущую поп-диву. И в 1985 году Наташа поступает в музыкальное училище им. Октябрьской революции по классу эстрадного вокала. В 1991 году Наталья Штурм отправляется в Сочи на конкурс эстрадной песни «Шоу-Королева 91», организованном под патронажем Иосифа Кобзона, где завоевывает 1 место и приз зрительских симпатий. Певице поступает много интересных предложений о работе, и она становится солисткой ансамбля «Мицва» под управлением Виктора Лензона. О том, как складывалась её дальнейшая судьба, расскажет сама певица - Наталья Штурм.
В субботу вечером (Автограф)
1986.
В развлекательной программе принимают участие артисты кино Евгений Меньшов, Леонид Ярмольник, Николай Караченцов, Валентина Талызина и многие другие.
«Монолог». Юрий Арабов
Юрий Арабов - драматург, писатель и публицист, преподаватель ВГИКа, едва ли не самый титулованный отечественный сценарист и постоянный соавтор Александра Сокурова.
Тео Адам приглашает
1987.
Для любителей оперного творчества Рихарда Вагнера имя немецкого баритона Тео Адама не пустой звук. Уже многие годы не перестаёт будоражить умы поклонников создателя «Кольца Нибелунгов» важный вопрос: хорошо или плохо исполняет Тео Адам свои партии. И до сих пор вокруг имени певца, отдавшего пять десятков лет вокальному искусству, не затихают споры. Но для наших телезрителей Тео Адам ещё и человек, знакомивший советское население с классической музыкой в своих передачах «Тео Адам приглашает». В этом выпуске принимают участие известные солисты из стран восточного блока.
Воскресенье, 28 июня
«По волне моей памяти». Группа «Воскресенье»
2009.
Ведущий: Олег Нестеров.
Легендарная группа "Воскресение" родилась в июне 1979 года, когда Евгений Маргулис (бас, вокал) и Сергей Кавагоэ (ударные, клавиши) покинули "Машину Времени" из-за музыкальных разногласий с Андреем Макаревичем. К ним присоединился студент "Гнесинки" по классу вокала Андрей Сапунов (бас, вокал), не раз игравший на студенческих танцах, чтобы подзаработать, а также — Алексей Макаревич (клавишные) и безработный поэт и гитарист Алексей Романов, тоже когда-то игравший в "Машине Времени"… Андрей Сапунов и Алексей Романов – гости программы «По волне моей памяти».
«Монолог». Александр Попов
2009.
В 1992 году на Олимпийских Играх в Барселоне мир узнал 20-летнего Александра Попова. На своих первых Олимпийских Играх он выигрывает 100 метров вольным стилем. Вслед за стометровкой он выиграл 50 метров с новым Олимпийским рекордом! Через 4 года, на Олимпиаде В Атланте, Александр повторяет свое достижение и становится 4-х кратным олимпийским чемпионом! Он мечтал превзойти рекорд Джонни Вайсмюллера и взять золото на своей 3-й Олимпиаде, в Сиднее, но… Считается, что из спорта великие чемпионы должны уходить непобежденными. Уйти, чтобы и преданным болельщикам, и самым яростным недоброжелателям еще долго вспоминался королевский шлейф непрерывных побед. Красиво и выгодно. Но Александр Попов оказался выше всего этого. Да, про него можно сказать, что он сделал все, что мог для своей родины. Он, уже немолодой человек по меркам плавания, достойно выступил на последней Олимпиаде в Сиднее. Конечно, у него отобрали титул самого быстрого пловца планеты, но большой трагедии в этом нет. Кто-то выигрывает, кто-то проигрывает, а жизнь продолжается и идет своим чередом… О своей спортивной жизни, о победах и поражениях в программе «Монолог» рассказывает 4-х кратный олимпийский чемпион, великий пловец Александр Попов.
Волшебная белая ночь
Музыкальный фильм. 1984.
Режиссер: Евгений Гинзбург.
Их история любви похожа на сказку. В 18 лет американка Ромина Пауэр, приезжает в Италию, чтобы продолжить свое музыкальное образование. Там она знакомится с Аль Бано Карризи - уже известным в то время 25-летним певцом и ведущим фестивалей в Сан-Ремо. Парочку повсюду видят вместе, а вскоре бурно начавшийся роман находит свое логическое продолжение - 26 июля 1970 года состоялась свадьба. В том же году в молодой семье появился первый ребенок - дочь Иления, а еще через несколько лет рождаются сын и две дочери. Их профессиональная карьера между тем тоже складывается блестяще – в 1976 году Аль Бано и Ромина представляют Италию на конкурсе Евровидения, в 82-ом принимают участие на фестивале в Сан Ремо с песней "Felicita", а в 84-ом выигрывают его с "Ci sara". Но, к сожалению, в жизни сказок не бывает. В 1993 году случилось несчастье — в Нью-Орлеане бесследно исчезает их старшая дочь Иления, о которой до сих пор ничего не известно, и «идеальный брак» дает трещину. Первое время супруги не афишируют, что на их совместной жизни поставлен крест. Но так не может продолжаться вечно. Вскоре в прессу просачиваются снимки Аль Бано в обнимку со словацкой журналисткой Габриэлой Скрабаковой. После этого они расстаются официально. После развода Ромина довольно долго не может оправиться, затем покупает великолепный дом в одном из самых престижных районов Рима. Сейчас все трудности позади - она снимает фильмы, участвует в телешоу в Италии и Америке, пишет книги, пробует себя в живописи. В фильме, который мы предлагаем телезрителям в день рождения Ромины Пауэр, снят во время пребывания пары в Советском Союзе в 1984 году. Еще ничего не предвещает семейной трагедии, которая разразилась спустя несколько лет: Аль Бано и Ромина молоды, счастливы, а когда они смотрят на друг друга влюбленными глазами – кажется, о чем еще только можно мечтать?!.. В съемках клипов принимает участие Театр балета «Хореографические миниатюры». Жанровый микс, итальянская пицца из барокко и поп-музыки - фирменный стиль режиссера Е.Гинзбурга.
«Роли исполняют…». Владимир Кенигсон
2009.
Ведущая: Марина Райкина.
В нашей стране очень любят французского комика Луи де Фюнеса. Но мало кто знает, что мегазвездой француза в нашем отечестве сделал Владимир Кенигсон, который подарил знаменитому актеру свой голос. Да, Кенигсон был асом дубляжа — сейчас таких днем с огнем не сыщешь. Комичного Луи де Фюнеса мы узнали и полюбили не в последнюю очередь благодаря вдохновенному дубляжу Кенигсона. Он относился к числу тех актеров, которых называли крепкими. В Москве он сразу прозвучал не только в театре, но и в кино, сыграв в картине «Падение Берлина» фашиста, генерала Крепса, помощника Гитлера. Иосиф Сталин, посмотрев картину, вынес резюме: «Вот так надо изображать врагов нашей родины!». Кенигсон получил за эту роль Сталинскую премию — не за героя получил, за фашиста, вот что поразительно! В Малом театре Кенигсон тоже сыграл немало — Кречинского в «Свадьбе Кречинского», Сиплого в «Оптимистической трагедии», Неизвестного в «Маскараде», Иудушку в «Господах Головлевых».
Признание
Спектакль. 1976.
В ролях: Элина Быстрицкая, Владимир Кенигсон, Юрий Каюров, Никита Подгорный, Михаил Царев и другие.
Фильм-спектакль по одноименной пьесе Саввы Дангулова в постановке Малого театра. Одну из главных ролей сыграла Эллина Быстрицкая — пожалуй, самая знаменитая актриса советского кинематографа и театра. Она — Народная артистка Советского Союза, кавалер многих государственных наград. Работа в фильме «Тихий Дон» принесла актрисе всемирную славу. На роль Аксиньи Быстрицкую отобрал сам Шолохов. Таким образом, она сумела «обойти» претендовавшую на эту же роль ученицу Сергей Герасимова, Нонну Мордюкову. Несмотря на славу, ее карьера в кино не была благополучной. Так благодаря мелким интригам актрису в течение двадцати четырех лет — вплоть до 1997 года — не снимали в кино. Да и в Малом театре Быстрицкой не всегда удавалось иметь роли... Зато в театре она играла роли мирового репертуара. Фильм-спектакль «Признание» по одноименной пьесе Саввы Дангулова стал для Элины Быстрицкой еще одной памятной ролью.
|